|
|
N°153, 24 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Драма со счастливым финалом
Скандал в королевском дворце превратился в триумф монархии
Завтра в кафедральном соборе Осло наследный принц Норвегии Хокон и его избранница Метте-Марит Тьессем Хейби сочетаются законным браком. Событие это вызывает настоящий ажиотаж. То, что еще недавно казалось эпатирующей выходкой избалованного королевского отпрыска и грозило трескучим скандалом, оказалось торжеством современной монархии с «человеческим лицом».
Когда в конце прошлого года принц Хокон, смущаясь, признался в телеинтервью, что намерен вступить в брак с возлюбленной, женщиной отнюдь не королевских кровей, это вызвало шок. Дело в том, что 27-летняя Метте-Марит, по мнению большинства жителей Норвегии, явно была принцу не пара. Семья мелких служащих, родители давно разведены, сама мать-одиночка, зарабатывающая на жизнь официанткой. К тому же отец ребенка, замешанный в наркоразборки, успел побывать за решеткой. А тут перспектива стать королевой одной из самых благополучных стран мира. В общем, конфуз для всех -- как для королевской знати, так и для доселе гордившихся своим образцовым двором законопослушных граждан.
Королевская чета (король Харальд V и королева Сонья) провели не одну бессонную ночь, обсуждая ситуацию. Принц поставил ультиматум: или родители безоговорочно принимают факт его любовных отношений с Метте-Марит, а вместе с ней признают и ее ребенка, к которому принц относился с самого начала очень сердечно, или наследник отказывается от престола.
В обществе тем временем все сильнее раздавались критические голоса против «порочной связи». В феврале было создано «Движение за республику». Популярность монархии упала с 96% до 59%. В парламенте решили начать дискуссию об изменении государственного устройства. Особенно не одобряло происходящее старшее поколение. А тут еще принцесса Марта-Луиза подлила масла в огонь. Последний ее друг -- малоизвестный прозаик Ари Бен, вернувшись из Америки, решил прокрутить свои видеозаписи на ведущем телеканале. В своем видеоролике он дебютировал в качестве плейбоя в окружении польских стриптизерок и утверждал, что для полного совершенства необходимо употреблять наркотики -- героин, кокаин, гашиш и т.п.
Над королевским двором начали сгущаться тучи. В народе вовсю шли разговоры о падении нравов на самом высоком уровне и называли срок упразднения монархии -- через пять-десять лет. Пиарщики королевского двора решили пойти по американскому пути -- выйти в народ, признаться во всех грехах и просить благословения. В ход были пущены все средства -- телевидение, журналы, газеты. Интервью с Метте-Марит, разговоры начистоту с принцем, беседы с королевой о роли матери. А королеве Сонье было о чем поведать своим собеседникам. В 1968 году с большим скрипом был заключен брак между тогдашним принцем Харольдом V и обычной служащей Соньей Харальдсен. Король долго не соглашался, парламент отказался принимать решение. Отступив от традиционных норм и неписанных правил, что избранник (избранница) должны быть голубых кровей, норвежский двор сделал тогда революционный прорыв на европейском монархическом ландшафте.
Апогеем нынешней кампании по завоеванию народных сердец стала пресс-конференция королевского двора за три дня до свадьбы. Главную речь на ней держали принц Хокон и без пяти минут принцесса Метте-Марит. Как сказал газете «Время новостей» бывший управляющий делами королевского двора Карл Эрик Гримстад, Метте-Марит рассказала все о своем бурном прошлом. «Это было и разумно, и полезно», -- считает он.
«Этот опыт мне обошелся очень дорого. Мне понадобилось много времени, чтобы все осмыслить и оставить пережитое в прошлом. Я рассматриваю свое поведение как своеобразную форму бунта, который у меня, возможно, проявился сильнее чем у других. Я пыталась как можно дальше раздвинуть границы дозволенного», -- заявила Метте-Марит на пресс-конференции, с трудом сдерживая слезы. «Я благодарна королеве, которая отнеслась ко мне с пониманием. Без ее чуткого отношения мне было бы очень тяжело». Отдельно невеста поблагодарила норвежский народ. «Я не мог расстаться с ней ради соблюдения правил и норм монархических династий. Я чувствую, что присутствие Метте-Марит придает мне силу и уверенность», -- высказался будущий король. По сообщению агентств, после пресс-конференции популярность монархии подскочила до 70%.
Предстоящее событие получило полное одобрение со стороны высших политических деятелей. Так, президент парламента Кирсти Колле Грендал считает, что у Метте-Марит есть все основания сказать, что с прошлым покончено. Правда, представители партии левых социалистов все равно считают, что монархический строй необходимо упразднить, потому что он изжил себя.
Планы у молодоженов обширные. Принц должен закончить обучение на Высших дипломатических курсах. Метте-Марит хотела бы изучать антропологию и этику. И естественно, иметь как можно больше детей. Но когда и сколько -- пока секрет!
Петр РОСИЧ, Осло