|
|
N°174, 21 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Срок годности обвиняемого
Михаил Ходорковский выторговал себе немного свободы
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский вчера все-таки выторговал у Мосгорсуда себе право хоть на какое-то смягчение приговора. Уже третья по счету попытка приступить наконец к рассмотрению кассационной жалобы на приговор Мещанского суда, вынесенный ему 31 мая, вновь не удалась. Причина та же, что и раньше, -- отсутствие у осужденного адвоката. В результате Мосгорсуд был поставлен перед необходимостью заниматься не рассмотрением самого дела, а обеспечением обвиняемому права на его же собственную защиту и вчера был вынужден вновь отложить рассмотрение кассационной жалобы -- на этот раз на 22 сентября.
Между тем сегодня, 21 сентября, истекает срок давности по одному из эпизодов уголовного дела, по которому Ходорковский был приговорен вместе со своим соратником Платоном Лебедевым к девяти годам колонии, -- о мошенничестве с акциями Научного института удобрений и инсектофунгицидов (НИУИФ). И когда дело дойдет наконец до рассмотрения кассационной жалобы по существу, Мосгорсуд обязан будет учесть это обстоятельство. Срок давности по закону исчисляется до тех пор, пока приговор суда не вступит в законную силу, а произойти это может как раз после рассмотрения кассационной жалобы.
По приговору Мещанского суда по эпизоду с акциями НИУИФ Ходорковскому было назначено семь лет колонии. Однако это вовсе не означает, что срок наказания ему может уменьшиться на столько же. Дело в том, что окончательный приговор -- девять лет колонии -- был назначен ему по совокупности наказаний по девяти преступным эпизодам, в которых Ходорковский был признан виновным. За каждый из них Мещанский суд назначил от полутора до семи лет колонии, путем частичного сложения которых и получились «окончательные» девять лет. И в законе нет четко прописанного правила, как сокращать срок наказания в подобной ситуации. Этот вопрос остается на усмотрение суда, который может и полгода скостить, и все семь лет, присужденные по этой статье.
Дотянуть до заветной даты вчера Ходорковскому удалось так же, как на двух предыдущих заседаниях кассационной инстанции Мосгорсуда, -- ссылаясь на отсутствие адвоката. Тогда он заявлял, что «нужный» ему адвокат Генрих Падва заболел, а все другие его не устраивают. То же повторилось и вчера.
Сначала заявления об отказе защищать Ходорковского суду опять подали адвокаты Дрель, Левина и Дятлев, представлявшие его интересы раньше, но с которыми обвиняемый расторг соглашение 13 сентября. «Они не владеют материалом», -- пояснил сам экс-глава ЮКОСа, хотя, насколько известно, эти адвокаты постоянно навещали его в тюрьме до последнего времени. Гособвинитель в свою очередь настаивал на том, что знаний и опыта у этих адвокатов достаточно, чтобы они участвовали в рассмотрении кассационной жалобы. Но суд все же освободил Дреля, Дятлина и Левину от участия в процессе. Адвокаты после этого заняли места среди зрителей, не скрывая улыбок. Затем Ходорковский вновь выступил с просьбой разрешить ему воспользоваться услугами Генриха Падвы или другого адвоката -- Юрия Шмидта. На что обвинитель попытался убедить суд начать рассмотрение кассации без адвокатов, поскольку от предложенных он отказался, а те, что могут, по его мнению, вести дело, находятся вне досягаемости. Г-н Падва, согласно справке, выданной главврачем 50-й горбольницы, еще месяц будет лечиться, а г-н Шмидт, согласно сделанным прокурором запросам, в данный момент находится сразу в трех разных местах (Москвы среди них нет) одновременно. Ходорковский же убеждал коллегию, что г-н Падва выписывается и уже 22 сентября сможет выступить в суде и что приехать обещал и г-н Шмидт. В конце концов суд решил посовещаться. 20 минут прошли в томительном ожидании для всех присутствующих в зале суда, только г-н Ходорковский переговаривался с родителями жестами.
Вернувшись, суд огласил компромиссное решение. Ходорковскому дали время дождаться прибытия «нужных» ему адвокатов, отложив заседание до 22 сентября, как он и просил. В то же время, чтобы у него не возникло искушения и дальше затягивать процесс, суд определил обеспечить Ходорковского на всякий случай и защитником из Московской адвокатской палаты с оплатой его услуг из федерального бюджета. Таким образом, Мосгорсуд дал понять, что в четверг твердо намерен рассмотреть кассационную жалобу Ходорковского и поставить в его деле точку. Впрочем, таким решением и сам осужденный, и его (или не его -- уже сказать трудно) адвокаты были явно довольны.
Непонятной вчера осталась и ситуация с "походом" Ходорковского в Госдуму. Все документы собраны, но заявление обвиняемого, отправленное из «Матроской тишины» еще 5 сентября, так и не дошло до окружной избирательной комиссии. Вчера руководитель инициативной группы по выдвижению олигарха в депутаты Иван Стариков заявил, что лично отвезет новое заявление в избирком и немедленно приступит к сбору подписей. Для регистрации Ходорковскому необходимо собрать около 6 тыс. автографов. В победе своего кандидата г-н Стариков не сомневался, но по закону Ходорковский может быть избран только до вступления приговора в законную силу. А это в свою очередь означает, что для того, чтобы это стало возможным, защите придется затягивать процесс как минимум до 4 декабря -- когда состоятся выборы по 201-му избирательному округу Москвы.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ