|
|
N°153, 24 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Десять лет не в счет
Путь Украины к независимости только начинается
Десятилетие независимости Украина встречает раздираемая внутренними противоречиями. Леонид Кучма, который, кстати, так и не удосужился убедительно опровергнуть обвинения в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе, и его окружение, фигурирующее в многочисленных коррупционных скандалах, по-прежнему у власти. При этом из тысячи украинцев, опрошенных накануне юбилея независимости, 51,5% заявили, что «все происходит не так, как должно бы».
«Мы вырвались из зоопарка» -- так оценил десятилетний отрезок жизни страны ее президент. Однако пора изживать «тени прошлого». «Несмотря на печально известные провокации», «нам нечего скрывать». Прискорбен лишь тот факт, что свободу слова внутри страны понимают «как поливание грязью президента».
Остальным Леонид Кучма доволен: экономический рост (около 10% в год) происходит на фоне «политической стабильности». «Украина состоялась как государство», -- вторит ему первый президент Леонид Кравчук. И хотя пенсии не превышают 15 долл., а зарплаты -- 30--50 долл., госучреждения и столичные площади в спешном порядке обновляются к помпезному торжеству. Раду осчастливили историческим полотном и галереей портретов украинских спикеров кисти некоего Алексея Кулакова. На пятиметровой картине 70 народных депутатов последнего советского созыва провозглашают акт о государственной независимости.
К юбилею, как в добрые советские времена, приурочена сдача строительных объектов. Украинские власти, реконструировавшие киевский вокзал в «рекордно короткие сроки», подали официальную заявку на занесение себя в Книгу рекордов Гиннесса. На центральной площади Независимости скульптура украинки -- символа страны уже гармонично заменила статую Ильича. Убранство Ильичу и не снилось -- на позолоту ушло полкилограмма листового золота.
«Заповедником коммунизма» назвал Украину известный на Западе экономист украинского происхождения Богдан Гаврилишин. До демократии так же далеко, как и в прежние годы. Украинского президента обвиняют в авторитаризме, подавлении свободы слова и прав человека. Правительство Ющенко, которое пыталось разгрести «авгиевы конюшни» украинской экономики, было быстро изгнано с Печерских холмов. За последний год Украине дважды грозили исключением из Совета Европы. Ближайшие соседи -- Польша, Венгрия, Болгария, собирающиеся стать членами ЕС, вот-вот введут визовый режим с Украиной, которая является призером среди стран с высоким уровнем коррупции.
«Буферная зона» -- наиболее часто встречающееся определение Украины, внешняя политика которой говорит о ее нежелании проявиться в качестве независимого государства. Дрейф к России, занятой сбором земель, это лишь подтверждает. За последние несколько недель Киев сделал шаги к сдаче стратегических объектов, гарантирующих его экономическую самостоятельность. Объединение энергосистем и газовые договоренности, которые планируют подписать Кучма и Путин, ставят Украину в сильную зависимость от России, делая государственность формальной, уверена лидер наиболее решительного крыла оппозиции бывший вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко.
Общественное мнение готовят к будущему объединительному процессу. Глава киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский не сомневается, что взаимный интерес «позволит Москве и Киеву прийти к наиболее выгодным в смысле национальных интересов взаимоотношениям».
Десять лет подтвердили старую истину: дорожат лишь тем, что выстрадано и является осознанной необходимостью. Государственность далась Украине без борьбы и таковой фактически не являлась. Номенклатура восприняла ее как форму сохранения своей власти, подлинное внутреннее содержание самого понятия оставалось за гранью осознания. Лишь в последние годы началось формирование сил, способных дать толчок к самореализации 50-миллионного народа. И это только начало пути к обретению себя как государства.
См. также материал «Перевели ее через майдан»
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев