|
|
N°174, 21 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анализ без сдачи
Министерство финансов разграничило полномочия налоговых чиновников
Вслед за обнародованием приказа о стандартах поведения налоговых инспекторов в общении с плательщиками налоговики получили «табель о рангах». В конце минувшей недели был опубликован вступивший в силу документ, разграничивающий полномочия между разнообразными структурами Федеральной налоговой службы.
Приказом Минфина утверждены пять положений, определяющих полномочия инспекций ФНС по району, району в городе, городу без районного деления, Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных, Межрегиональной инспекции ФНС по федеральному округу и УФНС региона.
Как следует из документа, инспекция является территориальным органом, который не только контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах, следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, ведет учет плательщиков, но и наблюдает за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, хранит и продает акцизные марки, следит за фактическим объемом производства и реализации этилового спирта. Налоговый инспектор контролирует также условия применения контрольно-кассовой техники и порядок соблюдения валютного законодательства всеми организациями за исключением банков.
Кроме этого, инспекция занимается регистрацией фирм, предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей в бюджет. Инспекция дает санкцию на проведение лотерей и следит за целевым использованием выручки от их проведения. Непонятно, правда, как инспекции будут делить функции по контролю за лотереями с главами тех городов, где местное законодательство отдало надзор за лотерейным бизнесом мэриям. Вышестоящая инстанция для инспекций -- Управления ФНС по субъекту, а для них в свою очередь -- Межрегиональные инспекции по федеральным округам.
Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам, помимо полномочий по контролю за исполнением законодательства о налогах и сборах, ведет раздельный учет по каждому из своих подопечных в зависимости от вида их деятельности. Например, нефтяникам она выдает специальные свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Межрегиональные инспекции должны иметь аналитические отделы, занимающиеся мониторингом и прогнозированием. Эти инспекции могут привлекать для проработки сложных вопросов научные организации и экспертов-практиков.
Любопытно, что, несмотря на все предпринимаемые в рамках законопроекта по улучшению администрирования попытки упорядочить и четко прописать контрольные полномочия налоговиков, минфиновский документ по-прежнему недвусмысленно разрешает применять к крупным плательщикам меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера с целью пресечения фактов нарушения законодательства. То есть фискальное ведомство остается карательным органом.
В сеть территориальных налоговых органов теперь входит Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных, обеспечивающая прием и входной контроль данных налоговой и бухгалтерской, поступающей от налоговых органов и налогоплательщиков, обрабатывает информацию, вводит данные в единую информбазу и ведет архив ФНС. Именно эта инспекция ведет реестры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, госреестр налогоплательщиков, реестры лицензий, разрешений и свидетельств. Среди новых функций -- подготовка материалов для анализа и оценки налогового потенциала страны в целом и по субъектам, а также для анализа эффективности работы налоговых органов и прогнозирования налоговых поступлений.
Ирина СКЛЯРОВА