|
|
N°173, 20 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клановая замена
Дмитрий Козак пытается поменять власть в Кабардино-Балкарии максимально осторожно
Полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак надеется, что вопрос о преемнике Валерия Кокова на посту президента Кабардино-Балкарии будет решен в течение недели. Вчера в полдень он прибыл в Нальчик для консультаций с представителями кабардино-балкарской общественности. Консультации длились около полутора часов, после чего довольный полпред вышел к журналистам в сопровождении спикера республиканского парламента Ильяса Бечелова и назвал четыре кандидатуры, которые он собирается теперь обсудить с президентом России. Прежний глава КБР Валерий Коков подал в отставку с занимаемого поста в минувшую пятницу по состоянию здоровья.
Сюрпризов не произошло: все четыре политика, упомянутых полпредом, уже в минувшие выходные назывались местными наблюдателями в качестве вероятных кандидатов. Доминировали, как выразился полпред, фамилии депутата Госдумы от республики Арсена Канокова, сенатора Хачима Кармукова и нынешнего и.о. президента, главы кабинета Кабардино-Балкарии Геннадия Губина. Четвертая фамилия -- главы кабардино-балкарского отделения «Межрегионгаза» Ахметхана Понежева -- прозвучала, по словам г-на Козака, «скромно».
Фаворитом в республике считают Арсена Канокова. По словам присутствовавших на консультации сотрудников аппарата кабардино-балкарского парламента, его кандидатуру и кандидатуру г-на Губина внес сам полпред. «Скорее всего федеральный центр захочет видеть тандем: молодой политик Каноков станет президентом, а имеющий опыт хозяйственной и управленческой работы Губин сохранит за собой пост премьера», -- предположила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» руководитель пресс-службы парламента Сусанна Мезова. Это, впрочем, не помешает главе государства, по ее мнению, предложить местным парламентариям обе кандидатуры в качестве альтернативных кандидатов.
Формирование такого тандема будет означать, что в КБР сохранится прежнее распределение этнических интересов на высшем уровне республиканской политики. Арсен Каноков -- кабардинец, а Геннадий Губин -- русский. Вместе они представляют два из трех основных этносов республики. По всей видимости, это не вполне устраивает более малочисленных балкарцев, которые к тому же в последние месяцы демонстрируют явное недовольство муниципальной реформой, в ходе которой ряд балкарских муниципалитетов поглощается муниципалитетами кабардинскими. На вчерашних консультациях балкарцев представлял лидер их общественной организации Супьян Беппаев. Он и предложил г-ну Козаку включить в список кандидатуру сенатора от КБР Хачима Кармукова. По словам собеседников «Времени новостей» в Нальчике, г-н Кармуков метис -- его мать кабардинка, а отец балкарец. Считается, что в Москве кандидатуру Кармукова лоббируют спикер Совета Федерации Сергей Миронов и глава Счетной палаты Сергей Степашин.
Четвертую кандидатуру -- Ахметхана Понежева -- предложил глава кабардино-балкарского республиканского комитета КПРФ Владимир Махов. Несмотря на солидный пост главного кабардино-балкарского газовика, он отчасти может считаться кандидатом от оппозиции. Правда, хотя полпред и обещал обсудить с президентом все четыре кандидатуры, аргументация представителя коммунистов его явно не убедила.
Таким образом, список вероятных преемников г-на Кокова, который к утру понедельника вырос до дюжины человек, сократился до четырех. Еще утром парламентская пресс-служба называла среди претендентов главу республиканского совбеза Олега Шандирова, руководителя «Каббалнефтепродукта» Валерия Карданова и даже Сергея Шахрая. Некоторые эксперты называли и начальника УФСБ по Астраханской области Мухарби Кумышева.
К участию в консультациях пригласили далеко не всех депутатов и даже не весь президиум республиканского парламента. В списке приглашенных представителей общественных организаций значились 39 человек, но пройти в зал, судя по всему, даже из этого числа удалось не всем: в парламентском холле расходящихся участников обсуждения встречали возмущенные представители Ассоциации ветеранов ликвидации чернобыльской аварии. По словам некоторых местных правозащитников, в список, а значит, и в зал заседаний не попали и некоторые более серьезные организации. Правозащитники вообще считают, что процедура смены власти юридически небезупречна: «Коков избирался народом, почему он тогда просит отставки не у народа и даже не у парламента, а у президента России? -- спрашивает один из собеседников «Времени новостей». -- Никто не слышал, как Коков просил отставки. Люди слышали о ней только из уст Козака или через информагентства. Кроме того, не вполне понятно, почему именно Геннадий Губин стал временно исполняющим обязанности. Конституция, которую в эти дни не найдешь ни в одном книжном магазине, предусматривает такой переход только в случае отпуска или болезни президента, а отставка там не фигурирует».
Менее юридически грамотные граждане, судя по всему, сохраняют спокойствие. Они надеются, что новое назначение состоится в ближайшие дни. Пожилая кабардинка Зоя очень обрадовалась, когда вышедшие из здания парламента журналисты назвали ей фамилии кандидатов: «Я ко всем им хорошо отношусь. Может, воровать поменьше будут». Кроме сокращения коррупции люди надеются на безопасность (ночью накануне визита Дмитрия Козака в городе застрелили милиционера) и общий рост благополучия: сейчас вся кабардино-балкарская столица сидит без горячей воды, поскольку в котельные не поступает отключенный за долги газ.
Иван СУХОВ, Нальчик