|
|
N°173, 20 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Светофор или Ямайка?
В рейхстаге начинается большой торг
Парламентские выборы в Германии, прошедшие в минувшее воскресенье, не дали ответа на главные вопросы, волнующие немецкое общество: какой политической силе предстоит сформировать новое федеральное правительство и кто его возглавит -- социал-демократ (СДПГ) Герхард Шредер или представительница христианских демократов (ХДС/ХСС) Ангела Меркель? Обе эти, как их в Германии называют, «народные партии» оказались в положении проигравших. Разница в отданных в их пользу голосах оценивается в доли процента, а абсолютный результат каждой из них оказался катастрофически низким. ХДС/ХСС получила 35,2%, СДПГ -- 34,3%.
Из этого следует, что, во-первых, перестала существовать коалиция «красных» социал-демократов и партии «зеленых» во главе с канцлером Шредером. Но не оправдались и расчеты христианских демократов («черные») на относительно легкое формирование коалиции со Свободно-демократической партией («желтые»). На долю последних пришлось 9,8% голосов, благодаря чему СвДП пользуется спросом в качестве коалиционного партнера. В свободном полете теперь оказались и «зеленые», набравшие 8,1% и уже заявившие об открытости для коалиционных переговоров.
Особняком на этой ярмарке невест держится новая партия "Левые -- ПДС", получившая 8,7% голосов и соответственно 54 мандата в новом бундестаге. Она образовалась в результате слияния двух партий: восточногерманской Партии демократического социализма (ПДС), возникшей на обломках хонеккеровской Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), и созданной бывшим главой социал-демократов Оскаром Лафонтеном специально для нынешних выборов "Альтернативы труда и социальной справедливости".
Лафонтен в свое время был близким другом Шредера. Но в 1998 году после победы СДПГ на выборах не поделил с ним власть и ушел из партии, громко хлопнув дверью. По этой причине социал-демократы исключают возможность сотрудничества с новыми левыми. В принципе их не хочет никто: за ними тянется шлейф имиджа "старых коммунистов".
К позднему вечеру в воскресенье страсти накалились до предела. Когда кандидаты от партий собрались на традиционную телевизионную встречу за «круглым столом» (ее в народе называют «компанией слонов»), канцлер Шредер в такой степени потерял самообладание, что даже его жена признала: «местами, может быть, немножко» Герд себя вел «шумно». Некоторые сравнили канцлера в этой ситуации со «слоном» в избирательной лавке. На фоне хотя и незначительного, но все же поражения Шредер безапелляционно объявил, что тем не менее намерен формировать правительство: «Никто, кроме меня, не в состоянии сформировать стабильное большинство».
Причем Шредер не собирается идти ни на какие широкие коалиции во главе с канцлером Меркель. Телеведущий поинтересовался: «Господин канцлер, у меня возник чисто интеллектуальный вопрос: каким образом вы намерены это сделать, учитывая ваше отставание от г-жи Меркель?» Тогда Шредер неуверенно кивнул в сторону свободных демократов. В ходе дискуссии он заметил их шефу Гуидо Вестервелле: «Вы, видимо, по молодости не знаете, что в свое время существовала коалиция социал-демократов и СвДП?» Вестервелле, однако, накануне подчеркивал, что альянс его партии с социал-демократами исключается, ведь курс «желтых» направлен на смену власти в Германии.
«Я хоть и моложе вас, господин бундесканцлер, -- отвечал «желто-голубой» (он не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации) политик, -- но не глупее». И еще раз подтвердил, что никаких «светофоров и светофорств» не будет, то есть «желтая» Св.ДП не отдаст свои голоса в пользу коалиции «красной» СДПГ и партии «зеленых». «Мечтайте и дальше, господин канцлер, -- заключил Вестервелле, -- но без нас».
Христианские демократы, пережив первый шок от ускользнувшей из рук победы, сами объявили о планах возглавить коалиционные переговоры -- ведь ХДС/ХСС и ее кандидат Ангела Меркель обладают большинством голосов. Как сказал глава баварского Христианско-социального союза Эдмунд Штойбер, такой подход в наибольшей мере соответствует «демократическим устоям». Ангела Меркель заверила, что в широкой коалиции (социал-демократы и ХДС/ХСС), если до нее дойдет дело, не намерена отказываться от поста федерального канцлера в пользу Герхарда Шредера.
Немецкие обозреватели считают, что своим «агрессивно-высокомерным» выступлением в воскресенье Шредер ослабил исходные позиции социал-демократов на потенциальных переговорах с руководством ХДС/ХСС. Ведь хотят того социал-демократы или нет, даже незначительный перевес, полученный Ангелой Меркель, позволяет ей возглавить переговоры с коалиционными партнерами.
В Германии партии, преодолевшие пятипроцентный барьер, пропорционально делят между собой 598 мандатов. Для формирования правительства необходимо простое большинство в 300 мандатов. По итогам выборов полученных партиями голосов не хватает ни на продолжение работы «красно-зеленого» правительства Шредера, ни на формирование «черно-желтого» правительства во главе с Ангелой Меркель.
Спасти «красно-зеленых» смогли бы «желтые» свободные демократы (их еще называют либералами). Но они сами не хотят этого. Если «черные» ХДС/ХСС и «желтые» Св.ДП договорятся между собой, то следующим этапом станет торг с «зелеными». Если он увенчается успехом, то возникнет, как ее называют в связи с экзотическим сочетанием цветов, близким к цвету флага Ямайки, «коалиция Ямайки» во главе с Ангелой Меркель.
Юрий ШПАКОВ, Берлин