|
|
N°153, 24 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перевели ее через майдан
Украина вошла в Европу «однозначно и окончательно»
Сегодня Украина торжественно отмечает 10-летие независимости. К празднику соседей с полным правом может присоединиться и вся российская демократическая общественность, боровшаяся в свое время против советского монстра. Именно украинская декларация независимости, принятая через день после провала московского путча, вогнала окончательный гвоздь в гроб СССР -- без Украины, страны ключевой во многих отношениях, «единый-могучий» практически терял смысл.
Тем, кто по каким-то причинам недооценил значение украинской годовщины, все доходчиво объяснил президент Леонид Кучма, который в торжественном докладе сравнил масштабы сделанного за 10 лет с крещением Руси. Глава государства-именинника вчера вообще был в ударе и развернул перед собравшимися, а среди них выделялись президенты двух стратегических партнеров -- России и Польши, а также партнера военно-технического -- Македонии, яркую картину будущего своей державы. Главная его составляющая -- интеграция в Европу, она «определена однозначно и окончательно». По мнению президента, в наступающем десятилетии «вопрос обретения членства в Евросоюзе должен встать в практической плоскости». При этом Леонид Кучма уверен: «Нам не надо идти на Запад, мы уже там. Нам не надо добиваться благосклонности Запада -- мы его часть». И даже более того: «Сейчас нельзя вести речь о Европе без Украины».
Пару лет назад подобные сентенции вызвали бы крайне нервную реакцию Москвы, которая каждое заявление о «европейском выборе» Киева считала плевком в свою сторону. Теперь все иначе. Владимир Путин, стоически выслушавший 50-минутную речь своего коллеги без перевода, радостно улыбался и аплодировал вместе со всеми. По прибытии в Киев он признался, что "юбилей украинской независимости -- это наш общий праздник". И самое интересное, что российский лидер не лукавит.
С некоторого времени в Кремле перестали реагировать на внешнюю сторону риторики партнеров по СНГ. Как ни цинично это звучит, но Москва теперь в общении с недавними государствами-фрондерами исходит из принципа «а куда они денутся». Источник, вхожий на кремлевскую политическую кухню, нынешнее отношение российского руководства к Украине обрисовал газете «Время новостей» примерно так: когда Кучме стало совсем плохо (имеется в виду громкий скандал с обвинениями президента в причастности к политическим убийствам), он понял, что бежать-то некуда, только к нам.
Москве в последнее время вообще представляется очень уж какая-то благостная картина -- потянулись к ней соседи и союзники. Вот шагала Молдавия в Европу все 10 лет независимости, а теперь президент Воронин только и говорит что о дружбе с Россией да о привлечении российского капитала. Пестовал Азербайджан свои нефтегазовые перспективы, рассуждал про базы НАТО, а как дошло до реального конфликта с Ираном, первым кто поддержал? Москва. Да и Украина теперь, полагают в Кремле, поняла, кто ей настоящий друг, перестала его бояться и стала ему доверять.
А другу этому взамен и не надо ничего. Ни Советского Союза назад, ни чужой независимости. Только не мешайте свободной рыночной конкуренции, в которой наш молодой и амбициозный капитал все равно всех в новых независимых государствах победит: местных, потому что у них денег меньше, а западников, потому что они правила нашей игры плохо знают. Так что пусть остается Крым жемчужиной Украины, все равно, мол, здравницы и все прочее, что прибыль приносит, наше будет. Не завтра, так послезавтра. А в остальном пусть себе в Европу интегрируются, ГУУАМы создают, на латиницу переходят -- это их право, лишь бы учитывали наши законные интересы.
Полностью поверить в эту радужную картину мешает одно: репутация большинства из наших визави в союзных столицах. Конечно, лестно думать, что лидеры, которые без российской поддержки не удержатся, будут теперь нам век верны. Беда только в том, что продолжительность их века предсказать трудно. И может настать момент, когда даже «рука Москвы» не спасет их от расставания с властью. А в этом случае маятник может слишком резко качнуться в противоположную сторону.
См. также материал «Десять лет не в счет»
Федор ЛУКЬЯНОВ