|
|
N°173, 20 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путешествие в точки роста
Федеральные министры занялись экономическим туризмом на Дальнем Востоке
После того как президент объявил Дальний Восток и Забайкалье регионом приоритетного развития, стало очевидно, что вскоре на восточную часть России должен пролиться золотой дождь. Но для начала на регион обрушилась внушительная делегация федеральных чиновников.
Министр экономического развития Герман Греф, министр транспорта Игорь Левитин и министр природных ресурсов Юрий Трутнев в сопровождении глав федеральных агентств и служб приехали изучать потребности Дальнего Востока непосредственно на месте. Финансирование нужд региона из федерального бюджета -- как напрямую, так и через федеральные программы -- вырастет в шесть раз, со 100 млн долл. в прошлом году до 600 млн в будущем. При этом, пообещал г-н Греф, такой темп роста доходов продержится еще как минимум два года. Обнадеженный этой информацией полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский выдал такое количество проектов, нуждающихся в федеральных вливаниях, что они с лихвой перекрыли бы не только обещанные суммы, но и всю расходную часть федерального бюджета.
Собственно, министры и приехали затем, чтобы определить, на что деньги нужны в первую очередь. Приоритеты известны -- это развитие инфраструктуры и проекты, дающие, как любит говорить министр Греф, "мультипликативный эффект". Во всех регионах министр призывал развивать туризм, без устали восхищаясь увиденными им красотами.
В части развития транспортной инфраструктуры сразу выяснилось, что нет буквально ничего, что не нуждалось бы в масштабном федеральном финансировании. Дороги в ужасном состоянии, взлетно-посадочные полосы, как сказал министр Греф, «без комментариев», а малая авиация захирела до такой степени, что уже через пять лет, по мнению министра Левитина, летать будет просто некому. Кроме того, всюду проблемы с определением прав собственности. Министр Левитин однозначно заявил, что вкладывать деньги в инфраструктуру, находящуюся не на федеральной земле, он отказывается. При этом все взлетно-посадочные полосы и часть территорий морских портов находятся либо в собственности субъектов федерации, либо в управлении Министерства обороны. Правда, г-н Греф решительно пообещал г-ну Левитину избавить военных от этой «головной боли».
Нельзя сказать, что министры готовы расстаться с федеральными деньгами с легким сердцем. Герман Греф с горечью говорил о том, что увеличение денежных вливаний неизбежно ведет к неэффективным тратам и коррупции. «По результатам 2006 года мы скорректируем траты в пользу тех, кто будет эффективней», -- пообещал он и посетовал на «очень разное отношение субъектов к собственным проблемам». К этому моменту министры объехали Камчатку, Сахалин и Приморье.
В Петропавловске-Камчатском общение с местными властями шло особенно жестко. С совещания по социально-экономическому развитию области журналистов попросили выйти после того, как губернатор Камчатки Михаил Машковцев попросил денег на переделку строящегося роддома во Дворец правосудия. Ни о каких конкретных проектах договориться им так и не удалось.
На Сахалине общение с главой региона было уже совсем другим. «Нам важны не деньги, а отношение», -- поделился с «Временем новостей» сахалинский губернатор Иван Малахов. «Приятно, когда власти с интересом реагируют на твои предложения», -- пояснил он. И действительно, г-ну Грефу остров явно понравился гораздо больше полуострова. На Сахалине власти ждут инвестиций в несколько крупных проектов, в частности в реконструкцию аэропорта на острове Кунашир. Из-за тумана Герману Грефу не удалось лично побывать на Курильских островах, но он торжественно сказал, что это в последний раз. Со следующего года летать туда можно будет в любую погоду.
Кроме этого, г-н Греф пообещал выделить 20 млн долл. на строительство таможенного судна океанического типа, чтобы эффективнее бороться с браконьерами. На него большое впечатление произвел морской катер «Павел Верещагин», самый быстроходный в мире. Катер даже высадил десант на одно подозрительное судно, но трюмы оказались пустыми. Кроме того, г-н Греф заинтересовался строительством горнолыжного курорта в Южно-Сахалинске и тоже пообещал дать на него денег.
На территории Приморья самый масштабный проект -- нефтепровод Восточная Сибирь -- Тихий океан. Ранее предполагалось, что перевалочный пункт будет находиться в бухте Перевозная. Однако, как пояснил журналистам министр природных ресурсов Юрий Трутнев, у него уже было ощущение, что это не лучший вариант, а после личного посещения этих мест оно только усилилось. Зачем тянуть трубу мимо двух природных заповедников, когда всего в 50 километрах есть порт Находка с гораздо более развитой инфраструктурой. Тем более что порт Восточный, также расположенный в Находке, объявлен одной из трех точек роста в Приморском крае.
Правда, все обещания дать денег сопровождались заверениями в том, как жестко эти деньги будут контролироваться. Аналогично прозвучала и новая правительственная инициатива по сокращению территориальных органов министерств и ведомств. «После того как губернаторы стали назначаться, необходимость в дублировании функций отпала», -- пояснил министр позицию правительства. Одно только МЭРТ готово отказаться в пользу субъектов федерации от управления земельными ресурсами, имуществом и лесным хозяйством. Всего в готовящемся законопроекте 114 полномочий, переходящих от центра к субъектам. Кроме того, предусматривается возможность, когда министерство будет делегировать какие-то свои полномочия на места, сохраняя за собой только контрольные функции.
Вера СИТНИНА,