|
|
N°172, 19 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Латвия хочет российский бензин, но боится платить за него штраф
Во вторник правительство Латвии будет решать, следует ли пренебречь требованиями Евросоюза и открыть свой рынок для поставок дешевого российского бензина. Дело в том, что стоимость литра бензина в Латвии, как и в соседних балтийских странах, уже приблизилась к одному евро. Неудержимый рост цен на бензин может заставить Ригу взбунтоваться против Брюсселя. Есть предложения, чтобы разрешить ввозить на территорию Латвии менее качественный, но более дешевый российский бензин. Об этом «Времени новостей» рассказал президент Латвийской ассоциации торговцев топливом Ояр КАРЧЕВСКИС.
-- В чем причина роста цен на бензин? С момента вступления Латвии в Евросоюз, то есть с 1 мая 2004 года, они возросли более чем на 40% и доходят до одного евро.
-- Это происходит по двум причинам. Во-первых, цены на топливо растут во всем мире. Во-вторых, был дополнительный фактор -- Латвия должна была выполнить требования ЕС по введению минимальной европейской ставки акцизного налога. Акциз на бензин поднялся с 0,16 лата до 0,192 лата за литр, акциз на дизельное топливо с 0,10 лата до 0,164 лата за литр. Лат -- это примерно 0,57 доллара.
-- Латвия, как член Евросоюза, должна выполнять определенные требования по качеству бензина и дизельного топлива...
-- Да, а требования эти таковы: серы должно быть меньше чем 50 мг на килограмм, а бензола меньше чем 1%. Основным поставщиком бензина в Латвию, примерно 80%, является литовский завод «Мажейкяй нафта».
Российские заводы производят отдельные партии бензина, соответствующего европейским требованиям, но он весьма и весьма дорогой. Еще один фактор повышения цен -- это российские железнодорожные тарифы и ввозные пошлины. Таким образом, российский бензин высокого качества не выдерживает конкуренции по цене.
Дизельное топливо поставляется из Белоруссии -- примерно 80%. Основная часть покупается у двух белорусских заводов -- в Новополоцке и Мозыре, которые производят дизельное топливо в соответствии с европейскими требованиями.
-- Получается, «Мажейкяй нафта» имеет огромные преимущества. У него нет конкурентов!
-- Да... Но ведь и заводы, расположенные вокруг Парижа, имеют огромные преимущества в Париже! Это просто география. Завод в Гданьске тоже имеет преимущества. Работать с «Мажейкяй нафта» по ряду причин выгодно. Если бы это было иначе, мы бы закупали топливо в Финляндии, в Дании. Но выгоднее всего в Литве. И с этим ничего не поделаешь.
-- Вступив в Евросоюз, Латвия потеряла право использовать менее качественный, но более дешевый российский бензин. Неужели на переговорах о вступлении в ЕС нельзя было попросить отсрочку?
-- Новые страны Евросоюза не имели возможности при переговорах о вступлении в ЕС добиваться отсрочек.
-- Правительство Латвии допускает, что может открыть рынок для российского бензина -- вопреки требованиям Евросоюза...
-- Думаю, поезд ушел, и Европа не согласится.
-- Но насколько бы снизились в Латвии цены на бензин, если бы такое решение было принято?
-- Вряд ли что-то серьезно изменится, даже если будут снижены требования. Мы же не будем получать бензин, скажем, из России или Белоруссии по цене их внутренних рынков! Мы будем закупать бензин по мировым ценам. Безусловно, мы, как торговцы топливом, считаем, что всегда хорошо, когда есть много вариантов поставок. Это мы приветствуем в любом случае. Конечно, мы за то, чтобы рынок открылся для российского бензина. Но будет ли ощутимый ценовой эффект -- вот в этом я сомневаюсь. Все просто -- в ходе проведения тендера или же при торгах на бирже цена бензина для Латвии будет стремительно расти. Да, она может оказаться ниже, чем цена бензина более высокого качества. Но бизнес есть бизнес!
-- Решится ли латвийское правительство противопоставить себя Брюсселю?
-- Решиться-то оно может... Но вот я не уверен, что мы, как торговцы, данной возможностью будем пользоваться. Видите ли, есть риск, что Европейская комиссия наложит на Латвию штраф за то, что она отказалась соблюдать требования к качеству бензина. И мы, торговцы топливом, опасаемся, что в конце концов уплата этих штрафов будет возложена на нас -- как на главных нарушителей... А мы штрафы платить не хотим. Если правительство примет решение отказаться от выполнения требований ЕС, то я не думаю, что мы воспользуемся этим. Только если Европа даст добро -- тогда да.
-- А Европа может дать добро?
-- В Европе-то нет дефицита бензина. Есть же европейские заводы. Вряд ли кто-то в Европе пойдет на такой вариант. Не говорит же, например, Великобритания, что она понизит требования! О снижении налогов в Европе еще можно говорить, а о снижении требований к качеству -- нет.
Беседовала Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига