|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Танцы с феями
На днях выйдет новый альбом Бьорк -- Vespertine
Новый студийный альбом исландской певицы Бьорк -- один из самых значительных релизов года, которому еще до выхода прочат огромный успех. Неудивительно: все сольные альбомы Бьорк, начиная с сенсационного Debut, заставляют следить за ее творчеством, и невозможно предугадать, что она еще выкинет.
Бьорк -- триумфатор последних лет; она одна из немногих, кто добился серьезного коммерческого успеха, настоящей попсовой славы, исполняя материал, мягко говоря, далекий от привычного. Потому-то критики всех стран мира и раздают ей комплименты направо и налево, что смотрят на нее как на надежду -- надежду на то, что и 90-е оставят в поп-музыке след не хуже 60-х. Хотя в поп-музыканты Бьорк, изначально настроенная очень нонконформистски и не потерявшая панковского задора до сих пор, попала скорее по недоразумению. После того как распалась известная в кругах любителей «альтернативы» исландская группа Sugarcubes, их вокалистка Бьорк Гудмундсдоттир записала песню Дэвида Арнольда Play Dead для фильма «Молодые американцы» с Харви Кейтелем. Диапазон голоса и исполнительская экспрессия молодой певицы поразили даже искушенных меломанов -- в «оторванных» Sugarcubes она себя «так не вела»! Все дальнейшее сольное творчество певицы представляет собой непрекращающееся стремление освободиться от любых штампов. Несмотря на то что, конечно, не все получается идеально, она наглядный пример того, как надо быть смелой и независимой.
Бьорк снялась в сверхпопулярном фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», за что получила награду в Канне, выпустила очень успешный альбом с песнями из этого «догма-мюзикла», а теперь записала очередной полноценный альбом Vespertine, ставший новым этапом в творчестве этой парадоксальной певицы. Он так же отличается от ее прошлых творений, как сольная Бьорк -- от Sugarcubes. Vespertine -- поразительно ровный и цельный альбом, половина очарования которого заключается в хрупких и прозрачных аранжировках. Здесь нет убийственных ритмов, как на Post, музыка звучит утонченно. Вторая половина успеха альбома, как всегда, в самой исландской диве: Бьорк здесь не слишком «кричит», но она по-прежнему выразительна и, как всегда, поет «против правил», иногда аритмично, иногда со вздохами. Саунд этого компакт-диска поражает: бас заставляет пол вибрировать, а высокие ноты вокала -- почти ультразвук!
Альбом выходит на следующей неделе, но кое-какие фрагменты уже лежат в Интернете. В одном из самых красочных отзывов слушателей MP3 сказано: «Райское ощущение! Такое, как будто вы танцуете с феями». Будем считать, что это и есть самая исчерпывающая рецензия.
Александр БЕЛЯЕВ