Чтобы победить противника, надо прежде всего знать, кто этот противник. Терроризм не исключение. Составить списков террористических и экстремистских организаций пытались многие государства и международные объединения, однако все они сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Основным препятствием стало отсутствие единых норм в национальных антитеррористических законодательствах, единого подхода к определению понятия «терроризм» -- оно часто политизировано. С аналогичными проблемами сталкиваются и коалиционные структуры на постсоветском пространстве.Главный террорист -- президент?Вот только один пример. Концепция государств -- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма должна была утверждаться на встрече глав государств в Астане в июне 2004 года, однако дружным решением совместного заседания Совета министров иностранных дел (СМИД), Координационного совета генеральных прокуроров, Совета глав министерств внутренних дел (СМВД), Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета командующих пограничными войсками, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Совета руководителей таможенных служб государств -- участников СНГ 8 апреля 2004 года в Киеве документ был отправлен на доработку. Последствия такой «доработки» впечатляют. Например, в представленном Азербайджаном в Антитеррористический центр (АТЦ) Содружества списке главных террористов на первом месте значится президент Армении.
В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) тоже немало разногласий. Китай предлагает акцентировать внимание на сепаратизме и включить в черный список все уйгурские организации и их лидеров. Узбекистан зациклен на религиозном экстремизме и настаивает на включении в этот список практически всех существующих в республике религиозных организаций и их лидеров. Понятно, что такой подход не в полной мере разделяется другими участниками организации. Не решило проблемы и включение в Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определений этих трех понятий.
Не миновала эта проблема и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 30 ноября 2004 года Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) государств организации на заседании в Ереване решил начать формирование списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности для государств -- членов ОДКБ. В декабре 2004 года был разработан и направлен государствам -- участникам организации проект соответствующего документа. В нем учли предложение российской стороны, формируя список, руководствоваться антиталибской резолюцией 1267 Совета Безопасности ООН. То есть указывать наименование террористической организации и меры воздействия на нее.
Прохождение документа по инстанциям оказалось весьма витиеватым. Совет коллективной безопасности (СКБ) порядок формирования списка утвердил. Национальные компетентные органы государств -- членов ОДКБ выдвинули предложения, кого включать в список. 30 марта 2005 года порядок формирования списка был доработан на заседании рабочей группы экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности. 5 апреля 2005 года проект прошел процедуру внутригосударственного согласования. А 22 июня на заседании Совета министров иностранных дел в узком кругу российская сторона предложила вопрос из повестки исключить «в связи с необходимостью согласования некоторых юридических моментов». По этой же причине отказался рассматривать вопрос и КССБ. Так что согласованного списка террористических оганизаций на постсоветском пространстве как не было, так и нет.
С организацией бороться легче, чем с ее членамиИдея создания специальных списков международных террористических организаций была предложена госсекретарем США в администрации Билла Клинтона Мадлен Олбрайт в 1996 году. Либеральные американские законы фактически защищали террористов. Чтобы арестовать и выслать из страны видного деятеля какой-нибудь террористической организации, нужно было доказать в суде не только его принадлежность к террористам, но и личное участие в терактах против американских граждан. Еще сложнее было закрыть представительство террористической организации, скрывавшееся за вывеской какого-нибудь благотворительного фонда или частного института. Невозможно было остановить поток пожертвований некоторых американцев террористам. Например, на благотворительных вечерах в честь Дня святого Патрика американские ирландцы, почти не таясь, собирали деньги в помощь республиканцам Северной Ирландии.
Такая ситуация вызывала протесты других государств. Американскому МИДу приходилось отвечать на ноты протеста и оправдываться из-за неспособности властей положить конец деятельности какого-нибудь «общества дружбы». Похожие проблемы были в разгар борьбы с мафией. Когда борьба с отдельными мафиози не принесла успеха, власти признали существование мафии как организации и запретили ее. Бороться с организацией оказалось гораздо проще, чем с отдельными ее представителями. Точно так же в госдепе решили поступить с террористами.
В законы о борьбе с терроризмом внесли необходимые изменения, и госдепу было вменено в обязанность ежегодно составлять списки иностранных террористических организаций, в отношении которых начали действовать различные юридические ограничения. Незаконным, например, является оказание любой финансовой или материальной помощи такой организации. Ее членам и представителям запрещен въезд в США, а американские финансовые институты обязаны замораживать все счета, связанные с такой организацией или отдельным ее участником. Первый список из 30 организаций был опубликован госдепом в октябре 1997 года.
Несколько лет американский опыт не был востребован, но положение резко изменилось после 11сентября 2001 года. Теперь такого рода списки составляются по всему миру. У каждой страны свои представления о том, какая организация террористическая, а какая повстанческая. В Британии список запрещенных организаций составляет МВД и утверждает парламент, в Канаде это делает министерство юстиции. Свои перечни составляют ООН и ЕС.
Данные о числе террористических организаций расходятся и не являются постоянной величиной, зачастую различаются приведенные в списках названия одних и тех же организаций (особенно в переводе на национальные языки). По состоянию на середину 2005 года в США таковыми признаны 40 группировок, в ЕС около ста лиц и организаций, в Канаде -- 26, в Британии -- 25. В ООН список ведет комитет, учрежденный антиталибской резолюцией 1267. Сводный список по состоянию на май 2005 года включает более 450 лиц и организаций. Назовем основные террористические организации в мире.
Организация |
Страна происхождения |
В какие списки включена |
"Аль-Каида" |
Афганистан |
РФ, РК, ЕС, США, Канада, Великобритания |
Исламская партия Туркестана |
Узбекистан |
РФ, РК, США, Канада, Великобритания |
"Лашкар-и-Тайба" |
Пакистан |
РФ, РК, ООН, ЕС, США, Великобритания |
"Асбат аль-Ансар" |
Ливан |
РФ, РК, США, Канада, Великобритания |
"Гамаа аль-Исламия" |
Египет |
РФ, ЕС, США, Канада, Великобритания |
"Исламский джихад" |
Египет |
РФ, США, Канада, Великобритания |
"Джамаа Исламия" |
Индонезия |
РФ, ООН, США, Канада, Великобритания |
«Рабочая партия Курдистана» |
Турция |
РК, ЕС, США, Канада, Великобритания |
"Баскская Родина и Свобода" (ЭТА) |
Испания |
ЕС, США, Канада, Великобритания |
"Бригады мучеников Аль-Аксы" |
Палестина |
ООН, ЕС, США, Канада |
"Исламский джихад" |
Палестина |
ЕС, США, Канада, Великобритания |
«Организация Абу Нидаля» |
Палестина |
ЕС, США, Канада, Великобритания |
|
|
|
|
|
|
В списке ООН «Аль-Каиды» нетКаждая страна самостоятельно решает, какими признаками руководствоваться при составлении списков, а потому нет ни одной террористической организации, которая попала бы сразу во все списки. В списке Организации Объединенных Наций нет знаменитой "Аль-Каиды", поскольку Комитет ООН по борьбе с терроризмом не уверен в том, что такая организация существует. Публикация первого списка Евросоюза в конце 2001 года вызвала международный скандал: политкорректные европейцы включили в него ультраправые Объединенные силы самообороны Колумбии, но отказались признавать террористами две левые группировки -- Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) и колумбийскую Национальную освободительную армию (НОАК). Свое решение европейцы объяснили тем, что не хотели бы оказывать негативное влияние на эти организации, которые вроде бы согласились на переговоры с властями. Лишь после протестов Колумбии РВСК и НОАК были включены в европейский список.
В Евросоюзе основой для формирования списка террористических организаций и лиц является Рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 года о борьбе с терроризмом. Оно ориентировано на борьбу с терроризмом посредством норм уголовного права. При этом в ЕС решили не втягиваться в дискуссии относительно понятия «терроризм» и ввели для своих нормативных документов понятие «террористическое преступление». Это позволило европейцам избирательно подходить к запросам других стран о выдаче причастных к терроризму лиц. В рамочном решении установлены общие признаки террористических преступлений, предусматриваются санкции к их субъектам, в том числе основания и меры ответственности юридических лиц, раскрыто понятие "террористической группы", содержатся другие положения, которые важны для правильной квалификации и эффективного расследования террористических актов и связанных с ними преступных деяний.
В соответствии с документом включение какой-либо организации в упомянутый список влечет за собой два практических последствия. Во-первых, каждая страна Евросоюза обязана заморозить все активы этой группы на своей территории. Во-вторых, любой человек, чье имя фигурирует в списке членов этой организации, может быть арестован в соответствии с новым общеевропейским определением терроризма. Ему будет грозить обвинение в оказании помощи и поощрении терроризма. За членство в организации, причисленной к террористическим, мерой наказания может стать восемь лет лишения свободы. Все страны, входящие в союз, до конца 2002 года инкорпорировали нормы рамочного решения в собственное национальное право, внеся необходимые поправки в уголовные кодексы и другие правовые акты.
Список ЕС периодически обновляется. В настоящее время в нем содержатся 46 организаций и 45 лиц, в отношении которых предусмотрены различные меры запретительного характера. В ряде СМИ европейский список называли памятником политкорректности. В нем, например, нет едва ли не самых активных в настоящее время террористических группировок -- организации "Абу-Сайаф", действующей на Филиппинах, "Джемаа Исламии", ответственной за гибель 200 человек на острове Бали, и ланкийских "Тигров освобождения Тамил Илама". А Народный фронт освобождения Палестины появился в перечне только после скандалов, аналогичных колумбийскому.
Но наибольшее удивление вызывает отсутствие в списке двух организаций, которые многие годы считаются олицетворением исламского терроризма, -- "Хизболла" и ХАМАС. ХАМАС в итоге появилась в списке, но с пометкой, что террористической европейцы считают не всю организацию, а только ее вооруженное крыло. Точно так же, кстати, британские левые парламентарии добились, чтобы в их национальном списке была записана не "Хизболла", а только ее служба внешней безопасности.
Не менее спорен, по оценкам политологов, и американский список. Попасть в него организация может двумя путями. Первый и самый простой -- убийство американского гражданина. Второй куда более сложен: нужно выступить против правительства страны, которой США чем-либо обязаны. Как считается, именно из-за гибели одного американца во время захвата заложников в Москве осенью 2002 года, а вовсе не по каким-то другим причинам в черный список госдепа были включены три чеченские организации, которые американцы сочли причастными к теракту: Исламская интернациональная бригада, Исламский полк особого назначения и бригада шахидов "Риядус Салихийн". При этом представитель госдепа особо отметил, что США не считают террористами всех чеченских бойцов. Недавно в список террористов внесена партия "Батасуна" -- политическое крыло баскской террористической группировки ЭТА.
Достаточно просты критерии, по которым организация никак не может попасть в список или может быть исключена из него. Главное здесь -- общественное мнение. В список госдепа, например, не попали 13 из 14 ирландских группировок. Кроме того, из-за давления со стороны сикхской общины США в нем не найти крупнейшую террористическую организацию сикхов -- "Баббар Халса". А после ухудшения американо-китайских отношений из списка было исключено Исламское движение Восточного Туркестана, действующее на территории Синдзян-Уйгурского автономного района КНР.
Британский и канадский списки составляются проще. Канадцы компилируют перечни госдепа США и ООН, а британцы берут за основу список ЕС и добавляют к нему террористические организации, которые имеют поддержку на территории Соединенного Королевства. Именно поэтому в британском списке, как нигде, много индийских и пакистанских группировок.
26 эмиссаровРабота по формированию списков террористических и экстремистских организаций в настоящее время ведется (на различных стадиях) практически во всех коалиционных структурах на постсоветском пространстве -- ОДКБ, СНГ, ШОС и ОЦАС. В рамках ОДКБ национальные перечни существуют в четырех из шести государств. Предлагаем сводный список входящих в них организаций по состоянию на 1 июня 2005 года.
№ № |
Наименование организации |
Армения |
Белорусcия |
Казахстан |
Киргизия |
Россия |
Таджикистан |
1 |
«Аль-Каида» (по списку РФ «База») |
|
|
+ |
|
+ |
|
2 |
«Восточно-Туркестанская исламская партия» («Шарки Туркестан ислам партиясы») |
|
|
|
+ |
|
|
3 |
«Высший военный Маджилисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа» |
|
|
|
|
+ |
|
4 |
«Дом двух святынь» |
|
|
|
|
+ |
|
5 |
«Исламская группа» |
|
|
|
|
+ |
|
6 |
«Исламская группа» (ДИ) |
|
|
|
|
+ |
|
7 |
«Исламская партия Туркестана» (ИПТ) (ранее - «Исламское движение Узбекистана» |
|
|
+ |
|
+ |
|
8 |
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» |
|
|
|
|
+ |
|
9 |
«Народный конгресс Курдистана» (ранее - «Конгресс свободы и демократии Курдистана», «Рабочая партия Курдистана» |
|
|
+ |
|
|
|
10 |
«Общество возрождения исламского наследия» |
|
|
|
|
+ |
|
11 |
«Организация освобождения Туркестана» («Шарки азат Туркестан») |
|
|
|
+ |
|
|
12 |
«Священная война» |
|
|
|
|
+ |
|
13 |
«Исламская партия Восточного Туркестана» |
|
|
+ |
|
|
|
14 |
«Курдский народный конгресс» |
|
|
+ |
|
|
|
15 |
«Партия исламского освобождения» по перечню РФ; (в перечнях Казахстана и Таджикистана - «Хизб-ут-Гахрир»; в перечне Киргизии - «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами») |
|
|
++ |
+ |
+ |
+ |
16 |
«Лашкар-И-Тайба» (ЛТ) |
|
|
+++ |
|
+ |
|
17 |
«Асбат аль-Ансар» |
|
|
+++ |
|
+ |
|
18 |
«Братья Мусульмане» |
|
|
+++ |
|
+ |
|
19 |
«Движение Талибан» (ДТ), (по списку Казахстана - «Исламское движение Талибан» |
|
|
+++ |
|
+ |
|
20 |
«Общество социальных реформ» |
|
|
+++ |
|
+ |
|
21 |
«Жамаат моджахедов Центральной Азии» |
|
|
+++ |
|
|
|
22 |
«Боз гурд» |
|
|
+++ |
|
|
|
23 |
«Секта Аум синрикё» |
|
|
проект |
|
|
|
24 |
«Секта Белое братство» |
|
|
проект |
|
|
|
25 |
«Секта Церковь сатаны» |
|
|
проект |
|
|
|
26 |
«Серые волки» |
|
|
проект |
|
|
|
Россия (+) -- организация признана террористической постановлением Верховного суда от 14.2.03; Казахстан -- (+) решением Верховного суда от 15.10.04; (++) признана экстремистской решением городского суда Астаны от 28.3.05; (+++) признана террористической решением Верховного суда от 15.03.05; (проект) -- по информации Совета безопасности Республики Казахстан; Киргизия (+) -- постановление Верховного суда от 20.8.03.Сегодня в рамках СНГ формируется единый список террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности, в отношении которых предусматривались бы меры правового характера. Занимается этим Антитеррористический центр. Работа пока на стадии обобщения национальных списков организаций и лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности. В начале июня 2005 года начальник отдела по борьбе с терроризмом и наркоагрессией исполкома СНГ Иван Юркин заявил: «Компетентными органами готовится общий список террористических организаций и групп, запрещенных на территории СНГ». Руководящие органы СНГ каких-либо решений по такого рода спискам не принимали.
В ШОС решением задачи занимается Совет руководителей антитеррористических служб (РАТС), который уже собрал национальные списки из государств -- участников организации. На их основе сформирован и на заседании в Ташкенте 28 октября 2004 года утвержден перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций. Там же одобрен список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств -- членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера.
Однако перечень остается только на бумаге -- принятие каких-либо согласованных мер правоохранительного характера в отношении перечисленных организаций и лиц не предусматривается. Решений по этому вопросу на уровне руководящих органов ШОС не принималось. На заседании Комитета секретарей советов безопасности государств -- членов ШОС 2 июня 2005 года в Астане принято решение «ускорить подготовку единого списка террористических организаций и лиц, причастных к терроризму».
В Организации центральноазиатских стран (ОЦАС) перечень террористических и религиозных экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств -- членов ЦАС, список лидеров и членов таких организаций формируется с 18 октября 2004 года -- момента заседания Совета глав государств -- членов организации в Душанбе. Задача возложена на Совещание руководителей служб безопасности, правоохранительных органов и структур по охране государственной границы, созданное для налаживания взаимодействия в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. Первое заседание данного органа состоялось 20--21 января 2005 года в Душанбе.
Заблокировано принятие списка террористических и экстремистских организаций в ОДКБ. По сведениям из российского внешнеполитического ведомства, инициатор его блокирования -- департамент по вопросам новых вызовов и угроз МИД России. Его позиция такова: формирование списка террористических и экстремистских организаций дестабилизирует обстановку в рамках ОДКБ; национальные процедуры признания организаций террористическими различны, реализация единых мер в их отношении нереальна; работа по спискам ОДКБ должна соотноситься с аналогичной работой в рамках СНГ и ШОС.
Аргументы Секретариата ОДКБ не менее убедительны. Формирование списка ОДКБ ведется с учетом международного опыта, но было бы неверным ставить эту работу в зависимость от других организаций. Принятие пакета документов по списку экстремистских организаций позволит лучше координировать антитеррористическую деятельность. А какие меры принимать по отношению к организациям, включенным в список ОДКБ, внутреннее дело каждого государства. Например, по аналогии с антиталибским списком Совета Безопасности ООН. Список ОДКБ никак не затрагивает решения национальных судов суверенных государств, касающихся национальных списков.
Вообще может быть предложено два варианта: включенные в список ОДКБ организации вносятся в национальный список или список ОДКБ действует наравне с национальным. Список террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности государств -- членов ОДКБ, не подменяет, а дополняет национальные перечни. Аргументы эти не были восприняты.
Ни одна из множества международных организаций, занимающихся формированием списков запрещенных террористических и экстремистских организаций, не может претендовать на монопольное право ведения такой работы. Тем более что речь идет о создании и развитии элементов коллективной безопасности. И работа по формированию такого рода списков продвигается настолько успешно, насколько государства готовы к более высокому уровню сотрудничества и выполнению взятых на себя союзнических обязательств. Пока, судя по всему, разговоры о существовании реальной международной антитеррористической коалиции сильно преувеличены.