|
|
N°172, 19 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все сметено могучим ураганом
Президенты России и США обсудили метеопроблемы
Последствия урагана «Катрина» стали первостепенным пунктом повестки переговоров Владимира Путина и Джорджа Буша, прошедших в пятницу в Вашингтоне. И это объяснимо: для Америки и ее президента в эти дни нет более важной темы. И, как рассказал Владимир Путин на пресс-конференции после переговоров, речь шла не только о помощи, которую может оказать Россия (в Новый Орлеан уже прибыло несколько самолетов с вещами для пострадавших), но и об опыте спасательных работ и ликвидации последствий стихии. «Это глобальная катастрофа, которая должна заставить нас задуматься. Я сегодня Джорджу рассказывал, что мы и для себя в России тоже будем делать определенные выводы с точки зрения организации деятельности служб, связанных с предотвращением катастроф и оперативным реагированием на бедствия подобного рода, которые носят, безусловно, глобальный характер», -- сказал российский президент.
Впрочем, предотвращение катастроф и оперативное на них реагирование для Буша больной вопрос. Очевидно, что с этим американские власти в Новом Орлеане не справились и теперь вынуждены наверстывать упущенное. Накануне встречи с Путиным Джордж Буш как раз побывал на месте бедствия и представил план помощи пострадавшему региону. В первую очередь он предусматривает масштабное финансирование из федерального бюджета. Все вопросы американских журналистов на пресс-конференции так или иначе были связаны с этим планом. Однако выяснилось, что, несмотря на поездку в Новый Орлеан, президент Буш не вполне располагает точной информацией. «Федеральное правительство будет предоставлять средства для значительной части реконструкции инфраструктуры, то есть мостов, дорог, школ, водосточных систем... необходимо, чтобы инфраструктура работала. Мэр был вчера очень рад, что часть города уже сейчас имеет свет и воду», -- на этих словах помощники Буша стали делать ему отчаянные знаки. «Нет, водопровод еще не работает, но канализация функционирует, -- исправился президент, -- поэтому нужно как можно скорее сделать так, чтобы инфраструктура начала работать».
Традиционная повестка американо-российских переговоров сенсаций не принесла. Оба президента заявили, что Иран не должен обладать ядерным оружием. Буш, впрочем, повторил, что если Тегеран не будет выполнять своих обязательств в этой сфере, то проблему необходимо выносить на рассмотрение Совбеза ООН (в Москве полагают, что пока ситуация находится под контролем МАГАТЭ и вмешательство Совбеза не требуется). Правда, Буш оговорился, что иранская проблема -- это вопрос дипломатии. Кроме того, президенты обсудили совместную борьбу с терроризмом, предстоящее председательство России в "большой восьмерке" и ситуацию на постсоветском пространстве.
По всей видимости, вашингтонская встреча Буша и Путина даст толчок переговорам о вступлении России в ВТО. По словам нашего президента, об этом на встрече говорилось достаточно подробно. «Я говорил Владимиру Путину, что надо попытаться завершить наши переговоры о вступлении России в ВТО до конца этого года», -- сказал президент США. По информации "Времени новостей", министр экономразвития Герман Греф приедет в Вашингтон для переговоров об этом уже на следующей неделе. Источники газеты не стали однозначно утверждать, что протокол о завершении переговоров между США и Россией будет подписан в ходе этого визита, однако вероятность этого, судя по всему, велика.
Об иных интересующих публику вопросах российский президент высказался в интервью телевизионной компании "Фокс Ньюс", в частности, по его мнению, иностранные войска должны выводиться из Ирака «по мере возможности собственных сил безопасности Ирака обеспечить безопасность своей собственной страны». Он сказал: «Речь должна идти об одном годе с небольшим -- двух годах, что-то в этом роде».
Говоря же о проблемах, с которыми сталкивается российская демократия, Владимир Путин выразил глубокое убеждение: «Демократию нельзя экспортировать из одной страны в другую. Так же как нельзя экспортировать революцию, так же как нельзя экспортировать идеологию». Вместе с тем российский президент отметил: «Наша государственная, наша правовая система вообще находится в стадии становления, и мы с удовольствием и выслушаем совет, и воспримем хороший опыт наших партнеров. Но мы не собираемся выслушивать каких-то назидательных речей и поучений. Это недопустимо».
Наконец, в очередной раз отвечая на вопрос о том, собирается ли он участвовать в следующих президентских выборах, Владимир Путин дал понять, что вопросы на эту тему уже излишни: «Вы хотите, чтобы я поклялся на крови и сотый раз повторил то, что сказал уже 99 раз. Я думаю, что я достаточно четко сформулировал свои ответы на предыдущие вопросы. Этого достаточно». Когда же ведущий все-таки задал прямой вопрос о том, будет ли российский президент избираться на следующий срок, Владимир Путин был краток: «Я уже вам ответил -- не буду».
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон