|
|
N°172, 19 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Национальный ответ
Владимиру Путину предстоит избрать нового президента Кабардино-Балкарии
Сегодня начнутся консультации по поводу кандидатуры на пост президента Кабардино-Балкарии. 64-летний президент республики Валерий Коков, правивший 15 лет, в пятницу написал заявление об отставке прямо в больничной палате ЦКБ в Москве. Это подтвердил полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.
Официальных данных о причинах скоропостижной отставки пока нет. По неофициальным, Валерия Кокова уйти в отставку вынудило состояние здоровья. Уже некоторое время он находится в Москве, где проходит курс лечения в Центральной клинической больнице. А в самом руководстве республики давно признавали, что тяжелая болезнь мешает президенту Кокову исполнять свои обяанности.
Пока временно исполняющим обязанности президента станет премьер Кабардино-Балкарии Геннадий Губин, а президент России в течение месяца должен будет внести свою кандидатуру на рассмотрение местного парламента. Возможно, новым президентом станет именно Геннадий Губин. Считается, что русский по национальности руководитель республики мог бы решить многолетний конфликт между балкарцами и кабардинцами. Вопрос в том, насколько влиятельным может стать в республике русский президент.
Напомним, что кабардинцы составляют около 45% населения республики, балкарцы -- 9%, русские и представители других народов около 35%. Причем субъектообразующие народы исповедуют разные религии. При Валерии Кокове в 1997 года без всенародного референдума была принята новая конституция Кабардино-Балкарии, из которой исчез пункт о том, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более двух сроков подряд. Из этой же конституции были изъяты наименования этносов, образующих республику, прежде всего само упоминание балкарского народа, что чрезвычайно болезненно было воспринято балкарцами. В политической жизни республики балкарцы оказались дискриминируемым меньшинством. Исправить это положение не могли даже демонстративные меры по внедрению в региональные парламент и правительство чиновников балкарской национальности. При этом последние годы в Кабардино-Балкарии значительно разрослась чеченская диаспора.
По закону полномочия ушедшего в отставку президента Кокова истекали в начале 2007 года. Правда, ожидалась досрочная смена руководства. В КБР практически провалилась реформа местного самоуправления -- в связи с муниципальной реформой в республике должны были измениться административные границы и нарушиться этническая компоновка. Реализация реформы привела к многочисленным народным волнениям. После этого Валерий Коков вообще запретил в республике проведение митингов и демонстраций под предлогом борьбы с терроризмом. При этом эксперты признают, что среди балкарцев сильны позиции ваххабитов, в некоторых поселениях были выявлены очаги экстремизма. Причем ваххабизм распространен не только среди балкарцев.
Председатель парламентской комиссии по проблемам Северного Кавказа, вице-спикер от фракции «Единая Россия» Владимир Катренко полагает, что среди кандидатов на пост президента Кабардино-Балкарской Республики могут оказаться и представители Государственной думы: «Есть ряд достойных политиков, в том числе и в Государственной думе, которые могли бы претендовать на эту должность». В частности, наряду с временно исполняющим обязанности президента Геннадием Губиным среди возможных кандидатов называется депутат Госдумы от «Единой России» кабардинец бизнесмен Арсен Каноков. На его деньги была построена главная мечеть в Нальчике.
Дарья ГУСЕВА