|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Боже, покарай Америку!
Сегодня я сердит с самого утра: наслушался по Би-би-си голосов, твердящих, что Евросоюз спасает землю от перегрева и злых американцев. А тут еще передали результаты опроса, проведенного в нескольких странах Европы. Оказывается, более 70% европейцев недовольны Бушем. Он, мол, понимает Старый Свет хуже, чем его предшественники.
Сначала я только раздражался и ругался, но потом страшное подозрение закралось в душу. Что-то тут не так, подумал я, уж больно стройно звучит хор поющих одинаковые песни, нет ли за кулисами дирижера? Что если кто-то пробует новую идеологию, которая должна обосновать все растущее вмешательство неосоциалистического монстра в частную жизнь и в экономику? Для этого, разумеется, нужен внешний враг, и Соединенные Штаты подходят как нельзя лучше.
А то, что новая идеология опирается на широко распространенный предрассудок, то только так оно и может быть. Без антисемитизма не было бы нацизма, без классовой ненависти -- коммунизма. И антиамериканизм ничем не хуже других темных предубеждений. Он тоже основан на слепой вере и тоже опирается на низкие инстинкты, в данном случае -- на зависть к более сильному и успешному. А значит, не нуждается в доказательствах и не может быть опровергнут доводами разума. Вот верим свято, что Джордж Буш -- исчадие ада, и все, что он делает, -- глупо и плохо, и потому не трудитесь приводить нам контраргументы, все равно слушать не будем!
Наплевать, что Киотское соглашение бессмысленно, поскольку вовсе не достигает поставленных целей и только морочит людям головы. Тот, кто его не подписал, -- демон и сатана, а подписавшие -- спасители человечества. Не имеет ни малейшего значения, что системы противоракетной обороны могут оказаться жизненно необходимы через несколько десятилетий не только Америке, но и Европе, России. Однако единственный, кто может и хочет рискнуть миллиардами долларов (без всяких гарантий на успех), чтобы попытаться их разработать, он-то как раз и есть главный враг стабильности и безопасности. Тем более что он же еще и предлагает отказаться от рожденной в бреду «холодной войны» системы, когда сверхдержавы держат ядерный пистолет у виска друг друга и не имеют при этом права ни заслониться чем-то, ни увернуться. Так что полное взаимное (а заодно и всего мира) уничтожение все еще на все сто процентов обеспечено, если, скажем, один из них нажмет на курок, пусть даже и по ошибке. Как же можно предлагать договориться и на взаимно приемлемых условиях отказаться от такого замечательного положения? Просто каким-то извергом для этого надо быть!
Не модно говорить и о том, что после прихода к власти республиканской администрации США стали более сдержанны во внешней политике: излишне робко ведут себя и на Ближнем Востоке, и на Корейском полуострове, показали гибкость в спорах с Китаем по поводу захваченного самолета-шпиона, исключительно ласково обращаются с Путиным, а уж из Косова и вовсе хотели бы уйти, но не делают этого в одностороннем порядке лишь из уважения к интересам партнеров по НАТО. Все равно по всей Европе стоит медийный стон: ах, проклятый, наглый, самоуверенный американский жандарм, да как смеет он! Да как смеет он что?
А вот Евросоюз действительно смеет. Например, взять и запретить слияние двух американских компаний -- General Electric и Honeywell, уже тщательно расследованное в США на предмет соответствия весьма строгому антимонопольному законодательству и одобренное! Теперь два гиганта должны или отказаться от слияния, или лишиться своей европейской составляющей (что вряд ли возможно, одна General Electric имеет на Старом континенте почти 85 тысяч работников). Теперь ЕС планирует провести собственное расследование еще и деятельности Microsoft. Через ВТО Евросоюз уже добился болезненного для американцев решения, запрещающего налоговые льготы для американских экспортеров, хотя они были установлены лишь в ответ на вполне эффективные поблажки Европы своим компаниям. Можно подумать, что Евросоюз стоит на стороне свободной торговли и предпринимательства! Но на самом деле хорошо известно, что чиновники из Брюсселя хотели бы регулировать все -- от продолжительности рабочей недели до формы огурцов и указателей на дорогах. Но есть ли в таком случае у ЕС малейший шанс выиграть долгосрочное экономическое соревнование с США? Нет, капиталы и предприниматели в ужасе бегут от брюссельских бюрократов (за последние три года, по некоторым данным, европейские компании вложили в американскую экономику более 550 миллиардов долларов).
Теперь торговая война почти неизбежна. Конгресс вряд ли согласится с дискриминационными решениями, пробитыми ЕС через ВТО. В ответ Евросоюз вроде бы имеет право принять штрафные санкции на многие миллиарды долларов. В условиях надвигающейся рецессии вспышка торговой войны может сыграть роковую роль.
Но! Я не сомневаюсь, что американцы, победившие во всех «горячих» и «холодных» войнах, победят и в войне торговой. Цена для неблагодарной Европы, которая и возродилась-то из пепла только благодаря плану Маршалла, будет в итоге чрезвычайно высока. У двух европейских государств, впрочем, еще есть выбор, на чьей стороне оказаться -- победителя или побежденного. У Британии (если она избежит ловушки евро). И еще у одной страны, кстати, самой большой на континенте.
Генри ФЕОФАНОФФ, Лондон