|
|
N°171, 16 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"В сфере культуры плодоносящих истерик не было"
Ситуацию с государственной политикой в области культуры, обсуждавшуюся на вчерашнем заседании правительства, газета "Время новостей" попросила прокомментировать социолога культуры, главного редактора журнала "Искусство кино" Даниила ДОНДУРЕЯ.
Мне кажется, что за полгода, прошедшие с тех пор, когда стратегия Минкульта была впервые озвучена на заседании правительства, ситуация только ухудшилась.
Во-первых, сейчас уже всем очевидно, что административная реформа в сфере культуры потерпела полное фиаско. Невозможно положение, при котором одно ведомство занимается политикой, а другое -- предоставлением услуг в этой сфере. Потому что когда речь идет о господдержке, то принцип предоставления услуг это и есть большая политика, а политические действия вне экономических реалий каждого дня -- мертвый фантом.
Во-вторых, большой ущерб нанесло противостояние министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова и главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. Прежде всего потому, что содержательная часть этого конфликта была насильственным образом подавлена.
В-третьих, так никто и не понял, в чем заключалась суть неприятия правительством той программы, что была изложена в декабре. Осталось неясным ни что предлагалось, ни что не понравилось. Кроме смешных фраз г-на Шойгу и невероятной силы атаки аппарата правительства на Минкульт, профессиональное сообщество ничего из информации об этом инциденте не извлекло.
В результате, и это в-четвертых, культурная стратегия не стала предметом серьезного публичного разговора. В отличие, кстати, от проблем других ведомств. Вспомните, сколько обсуждался в прессе единый госэкзамен, как часто министр Зурабов рассказывал по всем каналам про тяжелое положение участковых врачей и медсестер. Ежедневно выходили статьи, передачи, и в результате этой практически общественной истерики ведомствами были получены дополнительные средства.
В сфере культуры не только подобных плодоносящих истерик не было, но и вообще никаких тем для общественного обсуждения не появлялось, кроме персональных наездов в духе прежних информационных войн. Хорошо еще, что не публиковали материалы телефонных прослушек...
Но вот что важно -- стало очевидно, что оказавшаяся нежизнеспособной структура государственного управления культурой не может рождать адекватные современной ситуации решения.
В результате мы не только не обладаем полноценной информацией в сфере художественной культуры, но даже не можем ранжировать по критерию приоритетности существующие проблемы. Например, обеспечение доступа регионов и социальных групп населения к достижениям культуры. Мы не знаем региональных различий, не понимаем, что происходит в сфере художественного образования, не умеем противостоять давлению шоу-бизнеса и развлекательной культуры на культуру высокую, не отдаем себе отчета в том, что современность мало и примитивно представлена в художественном производстве. У нас колоссальные проблемы с воспроизводством способной к эстетическому восприятию публики, что приводит к уменьшению интеллектуального потенциала страны -- единственной сферы, в которой Россия может быть конкурентоспособной и участвовать в мировом разделении труда.
Сегодня по самому устройству культуры, по тому, например, что гильдии продюсеров так и не вытеснили творческие союзы из сферы культурной политики, не стали основными партнерами государства, мы видим, что количество возникающих проблем будет только увеличиваться. До сих пор не разработаны принципы партнерства государства с обществом в сфере культуры. Что должно финансировать государство -- например, нужно ли оплачивать коммерческие структуры и проекты?
На все эти вопросы пока нет ответа. И этот ответ нельзя получить без серьезной интеллектуальной работы, нельзя заказать в виде докладной записки. Это плод огромной исследовательской, аналитической, проектной работы, которая пока не ведется и даже не заказана.
Тем не менее культура развивается столь интенсивно, что необходимость в такой работе неотвратима. Уже сейчас есть огромные перекосы, хорошо заметные по программам телевидения, -- там культура развлекательная душит качественную, и скоро киношедевры, фильмы-победители Канна и Венеции можно будет увидеть не раньше трех часов ночи. И эта ситуация догонит нас при любом благополучии, какие бы административные меры ни принимались. Поэтому откладывать ее обсуждение, и уж тем более решение, очень опасно.
Записала Алена СОЛНЦЕВА