|
|
N°171, 16 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия!» под охраной
Владимир Путин открыл выставку в Музее Гуггенхайма в обстановке госбезопасности
Россия по-своему отметила открытие юбилейной, 60-й сессии Генассамблеи ООН. В Музее Гуггенхайма начала работу выставка с жизнеутверждающим названием «Россия!», которую в среду вечером торжественно открыл Владимир Путин. Впрочем, российский президент, сам того не желая, едва не испортил праздник.
Гости -- несколько сотен представителей делового и политического бомонда Америки и немногочисленные россияне -- вынуждены были подвергнуться всем «прелестям» режима безопасности. Дело в том, что на территории США ответственность за безопасность мировых лидеров несут местные спецслужбы. Они и диктуют те меры, которые, по их мнению, могут эту безопасность обеспечить. На открытии выставки такой мерой стала одна-единственная «рамка»-металлоискатель, через которую поочередно были пропущены сотрудники музея, пресса и, наконец, гости. В результате процедура досмотра растянулась на два часа, в течение которых все действующие лица располагались на улице огромной бесформенной толпой.
В этой толпе можно было встретить главу Эрмитажа Михаила Пиотровского, который рассказывал журналистам об уникальности экспозиции. Скульптора Зураба Церетели, который делился подробностями будущего монумента Жертвам 11 сентября (камень в его основание вчера заложил Владимир Путин). В очереди стояли бывший посол США в России Александр Вершбоу с женой, бывший генеральный директор НТВ Борис Йордан, артисты Андрей Макаревич и Леонид Ярмольник. В очереди стояли и руководители американских банков и корпораций, приглашенные Музеем Гуггенхайма и российскими организаторами выставки. Все они, мягко говоря, с недоумением воспринимали рвение спецслужб, но покорно подчинялись секьюрити, открывая сумочки, поднимая руки и поворачиваясь кругом для обыска металлоискателем.
По наблюдениям корреспондента «Времени новостей», единственными, кому удалось избежать досмотра, стали бывший президент Всемирного банка, а ныне спецпредставитель «ближневосточного квартета» Джеймс Вулфенсон и его супруга. Г-н Вулфенсон, как выяснилось, и сам является в США персоной, охраняемой государством, а потому имеет беспрепятственный доступ на мероприятия с участием других охраняемых государством персон. Интересно, что пока успешно прошедшие досмотр гости раскланивались и обнимались друг с другом, господин и госпожа Вулфенсон без промедления отправились по спиралеобразным галереям музея осматривать экспозицию.
А посмотреть было на что. «Россия!» объединила полотна Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, Казимира Малевича, Василия Кандинского и многих других знаменитых художников. «Такое впечатление, что из Москвы и Питера вывезли все русские шедевры», -- заметил один из посетителей.
Журналисты, разумеется, спросили у специалиста -- г-на Пиотровского, во сколько можно оценить привезенные на выставку две с половиной сотни полотен. Глава Эрмитажа ответил не задумываясь: «Им нет цены». И почему-то пояснил: «Потому что они не продаются».
Что же касается расходов, которые понесли организаторы, то эти расходы составили 4 млн долл. Из них 1 млн предоставило российское правительство в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии, остальное профинансировали спонсоры. В частности, 2 млн долл. предоставил Благотворительный фонд Владимира Потанина, который и стал титульным спонсором выставки. Г-н Потанин, которому выпала роль встречать гостей мероприятия, был несколько обескуражен порядками, установленными сотрудниками безопасности, но радостно сообщил корреспонденту «Времени новостей», что лично ему удалось «пробраться» в музей без приключений.
Наконец в музей приехал главный куратор выставки -- Владимир Путин. Он осмотрел выставку целиком, ненадолго останавливаясь у отдельных экспонатов, а затем выступил с приветственной речью. Отметив, что выставка по своим масштабам не имеет аналогов, президент России сказал: «Конечно, невозможно представить все богатство русского искусства даже по этой огромной выставке. Но увиденного здесь будет достаточно, чтобы понять значимость российской культуры для мировой цивилизации. Увиденного здесь будет достаточно, чтобы оценить ее вклад в художественное наследие человечества и в современную цивилизацию». То ли поняв значимость российской культуры для мировой цивилизации, то ли в благодарность за то, что торжественно-протокольная часть мероприятия уже закончилась, гости проводили Путина бурными аплодисментами.
Андрей ДЕНИСОВ, Нью-Йорк