Время новостей
     N°171, 16 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2005
Деликатное дело о чертовой дюжине
К российским морякам в Нигерию едут инфекционист и психолог
Двенадцать российских и один грузинский моряк (Москва защищает и его по просьбе Тбилиси) приходят в себя в благоустроенных квартирах торгпредства России в Лагосе после почти двух лет заточения в нигерийской тюрьме строгого режима. Следующее заседание суда состоится 21 октября. Но, по данным «Времени новостей», есть проблема: двух российских моряков нигерийцы судят отдельно, причем дата следующего судебного заседания по их делу пока не определена. «В целях ускорения процесса задача защиты -- объединить в одно два уголовных дела, -- объяснил по телефону корреспонденту «ВН» находящийся сейчас в Лагосе глава организации "СОС Россия" Антон Самойленков. -- Ведь двум группам предъявлены одни и те же обвинения. Судят же их отдельно потому, что в октябре 2003-го их сняли с танкера с разницей в пару дней».

Экипаж греческого танкера "Гордость Африки" арестовали в октябре 2003 года по обвинению в контрабанде нефти. Суд начался в марте 2004 года, морякам грозит пожизненное заключение. После многочисленных заседаний и демаршей Москвы нигерийский суд 4 августа освободил моряков под залог паспортов и гарантии посольства России. 12 сентября подсудимых выпустили из тюрьмы.

В деле есть и еще одна тонкость. Об облегчении участи моряков перед нигерийскими властями ходатайствуют представители различных ведомств, включая МИД, и общественных организаций. Пообщавшись с ними, корреспондент «ВН» пришел к выводу, что, как часто бывает в подобных случаях, начались выяснения, кто внес больший вклад в освобождение моряков. И кто виноват в том, что их так долго нигерийский власти не освобождали под залог?

Так, один из российских юристов, занимающихся этим делом и пожелавший остаться неизвестным, обмолвился «ВН»: "Моряки пересидели в тюрьме лишний месяц потому, что нигерийцы требовали личных гарантий посла России, а он взял да и уехал в отпуск".

Другой наш собеседник сообщил: "Прежний адвокат-нигериец действовал исключительно в интересах греческой компании -- владельца танкера. Посольство России не настаивало на замене этого адвоката и даже не имело обвинительного заключения. Сейчас один из новых адвокатов вроде бы близок к нигерийским верхам и даже рекомендован президентом Нигерии. Не исключено, что защита будет добиваться судебного решения о несостоятельности обвинения, что позволило бы закрыть дело. Экипажу совершенно необязательно знать о характере перевозимого груза".

Г-н Самойленков рассказывает, что подсудимых сейчас защищают два новых адвоката-нигерийца. Один нанят Абрамяном, второй -- "Русским домом", организацией россиян, проживающих в Нигерии.

О проблемах, однако, наши собеседники стараются говорить не слишком громко. «Ведь это деликатное дело касается живых людей и не терпит политической игры», -- напомнил «ВН» посол доброй воли ЮНЕСКО, президент Всемирного армянского конгресса и Союза армян России Ара Абрамян. Позавчера помощника г-на Абрамяна сотрудники посольства России не допустили к морякам в Лагосе. Вчера инцидент был исчерпан, и г-н Абрамян подчеркнул «ВН»: "Все, что я делаю по этой проблеме в течение уже двух месяцев, делается по официальной просьбе Госдумы, министра иностранных дел Сергея Лаврова, по согласованию с ним. Единственной моей просьбой было, чтобы никто не вмешивался».

Ара Абрамян добавил, что "организует поездку в Лагос в помощь морякам бригады наших врачей из Института тропической медицины, в том числе инфекциониста и психолога; они отбудут в Лагос в ближайшее время".

Еще один человек, помогавший освобождать моряков, -- это заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Владимир Васильев. В интервью «ВН» он заметил, что еще одна задача -- это подлечить моряков и дать им отдохнуть после тюрьмы. «В торгпредстве в Лагосе моряков поселили просторно, потому что огромное здание торгпредства почти пустует, -- рассказал Васильев. -- Офис торгпредства закрывается в связи с предстоящим переселением всех российских представительств в новую столицу Нигерии -- Абуджу". По требованию нигерийской стороны моряки свободно перемещаться по Лагосу не вправе. До некоторых из них корреспондент «ВН» дозвонился вчера по телефону. Вот что они рассказали.

Старпом танкера "Гордость Африки" Валерий Ткачев, 41 год: "Нас просили не комментировать судебный процесс, но новые адвокаты нам нравятся. Мы надеемся, что они изменят положение, когда нас возили на десятки заседаний, но ни о чем не спрашивали".

Третий штурман Андрей Кравцов, 31 год: "Устроились гораздо лучше, чем в тюрьме, где при дикой жаре не было кондиционеров и нормальных туалетов. Дали нам три квартиры -- одну трехкомнатную и две двухкомнатных. Теперь, после двухлетних "посиделок", в нашем коллективе все на равных, включая капитана Валерия Пахомова, поэтому размещением занимались сами. Приводим себя в порядок и сутки напролет смотрим российские телепрограммы. И не надоедает, тем более при кондиционерах. Хотя и за окном прохладненько -- где-то под тридцать. Не отходим от телевизоров, даже когда едим. Питание оплачивает министерство транспорта России. Пищу привозят из ресторана в термосах, готовую. На нашу не похожа, но все-таки курица с картошкой -- не тюремный рацион. Отвлекаемся от экрана, только чтобы постирать, выдали нам машину-автомат -- ведь мы же русские моряки, а не какие-нибудь грязнули.

Вчера проходили медобследование, сдавали кровь на СПИД -- так полагается. Скоро должен прийти дерматолог. После малярии, которой мы почти все переболели, самочувствие у кого как. Капитана Пахомова подтрясывает, ему 65 лет. Принимаем хининовые таблетки, более серьезных лекарств вроде джина с тоником (многие ветераны тропиков предпочитают этот напиток в качестве профилактики от малярии. -- Ред.) в холодильнике нет. А мы бы не отказались".

Электромеханик Сулхан Джорбенадзе, 34 года, гражданин Грузии: "Теперь мы знаем, что Грузия и Россия проявляют участие в нашей судьбе. Передайте спасибо всем, кто заботится о нас. Соскучился по родным, сыну, дочке и, конечно, своему Батуми". Сулхану кто-то подсказывает: "Большинство нас из Краснодарского края, из Новороссийска, капитан из Туапсе, и еще привет Астрахани и Москве, где нас тоже ждут".

Андрей Кравцов добавляет в ответ на вопрос, что бы он хотел передать читателям "ВН": "Говорю от имени всех: не ходите, дети, в Африку гулять, особенно в Нигерию. Хотя, с другой стороны, кормить семьи все равно надо. У меня потомства пока нет, но, как приеду, займусь этим вопросом обязательно и основательно".

Александр САМОХОТКИН