|
|
N°171, 16 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"То, что говорят в Ташкенте, -- это абсурд"
Генпрокуратура Киргизии 14 сентября изменила меру пресечения экс-премьеру Киргизии Николаю Танаеву, обвиняемому в злоупотреблении служебным положением, и перевела его под домашний арест. Обозреватель "Времени новостей" Аркадий ДУБНОВ столкнулся с Николаем Танаевым в приемной генерального прокурора Киргизии Азимбека БЕКНАЗАРОВА после интервью, данного им нашей газете. А бывшему премьеру предстояло услышать в прокурорском кабинете об освобождении из СИЗО. С ответа на вопрос об обстоятельствах задержания экс-премьера и началась беседа с Азимбеком Бекназаровым.
-- После возвращения в Киргизию Николай Танаев активно помогал следствию, не уклонялся от вызовов в прокуратуру, отвечал на все вопросы следователей. Поэтому, уважая его как бывшего премьер-министра и учитывая поручительство группы депутатов, мы избрали мерой пресечения для него подписку о невыезде. Задержание Танаева на контрольно-пропускном пункте «Ак жол» на границе с Казахстаном было произведено на основании моего секретного письма, отправленного еще летом в погранслужбу, МВД и службу национальной безопасности, после того как я призвал всех подозреваемых в нарушении закона добровольно явиться в генпрокуратуру для дачи показаний. В этом письме был приведен список лиц, которых надлежало задержать в случае их попытки бежать из Киргизии, там было и имя Танаева. Он был задержан, поскольку нарушил подписку о невыезде. Николай Тимофеевич мог ведь спокойно прийти к следователю и попросить разрешения на два-три дня выехать по своим делам туда-то и туда-то. Так что во всем этом никакой политики нет.
-- Но в открытом письме к руководителям Киргизии Николай Танаев ссылается на свою встречу 2 сентября с президентом Курманбеком Бакиевым, который «согласился» дать экс-премьеру «возможность свободного перемещения с выездом за пределы страны». Имел ли право президент давать подобное согласие?
-- Я думаю, это абсурд. Президент -- образованный человек, он не мог вместо следователя брать на себя такую ответственность. Я не верю этому. Был или не был Танаев у президента, я не знаю. Могу сказать одно: и Курманбек Салиевич и Николай Тимофеевич хорошо должны понимать, что давать подобное разрешение -- это прерогатива не президента и даже не генпрокурора, а только следователя, ведущего дело.
-- Какова судебная перспектива дела экс-премьера Танаева?
-- В конце сентября мы передадим его в суд. Я уверен, что вина экс-премьера достаточно доказана, фактом является нецелевое использование им государственных средств. Возьмите хотя бы только один эпизод из предъявленных обвинений -- девять японских джипов, на которых ездят губернаторы областей, по распоряжению премьер-министра были куплены на деньги социального фонда, предназначенные для выплаты пенсий и социальных пособий!
-- Но почему экс-премьер решился добровольно вернуться из России в Киргизию, зная, что ему грозит...
-- Я думаю, что ему посоветовали сделать это представители Интерпола. Я знаю, что они беседовали с ним. Кроме того, мне известно, что Николай Танаев советовался с послом Киргизии в Москве, с президентом Курманбеком Бакиевым, с руководителем президентской администрации, еще с рядом бывших министров, его друзей. Я всем им сказал, пусть приезжает и доказывает свою невиновность. Сам Танаев считает, что он не виноват, это его право.
-- Вы недавно выступили с резким заявлением, предупреждая высокопоставленных чиновников о недопустимости участия в сомнительных пиршествах. Основанием для этого, как утверждают, были пышные празднества, организованные известным криминальным авторитетом на Иссык-куле, в которых был замечен один из членов правительства.
-- Я вообще не понимаю, почему госчиновники принимают участие в политических митингах. Вот волнения происходят в Карасу в связи с убийством одного из руководителей известного в регионе рынка, Жунусова. Там заместитель губернатора, известный министр... Я спрашиваю, что вы там делаете? Тут друзья наши, отвечают, мы на похороны пришли...
-- Ну да, там же лозунги звучали с требованиями вашей отставки...
-- Да, я был там, спрашивал людей: за что вы требуете моей отставки? Никто не может ответить. Наконец слышу: «Почему не арестовываешь депутата Баямана?» (Баяман Эркимбаев -- депутат парламента, которого считают крупным криминальным авторитетом. -- А.Д.). А на каком основании, отвечаю, я буду его арестовывать, у меня нет ни одного заявления на него. А мне говорят: это он организовал убийство Жунусова. Ну хорошо, отвечаю, так это вы мне только сегодня заявляете, а до сих пор ни одного заявления на депутата Эркимбаева мне не поступало, и теперь я буду его проверять.
-- Еще два громких, как говорят, резонансных, дела, о которых известно далеко за пределами Киргизии, -- по обвинениям сына и зятя бывшего президента Акаева, Айдара Акаева и Адиля Тойгонбаева. На днях специальная депутатская комиссия сочла обоснованным ваш запрос о лишении Айдара депутатской неприкосновенности. Скоро этот вопрос будет рассматриваться на сессии парламента. Что дальше?
-- Я думаю, что Айдар Акаев не вернется в страну. После 24 марта он сразу же пустился в бега и ни разу, как обещал, не принимал участия в заседании парламента. Он знает свою вину перед страной, перед некоторыми бизнесменами. Следствие по его делу давно закончено и передано в суд. Вина Айдара Акаева полностью доказана.
Что касается Адиля Тойгонбаева, являющегося гражданином Казахстана, то поскольку власти этой страны не хотят его нам передавать, то мы, видимо, выделим дело Тойгонбаева в отдельное производство и передадим его казахстанским правоохранительным органам. Пусть они его сами расследуют согласно Минской конвенции о сотрудничестве между странами СНГ.
-- Если Айдар Акаев не вернется, суд над ним невозможен...
-- Да. Если парламент лишит его депутатской неприкосновенности, мы направим запрос об объявлении его в международный розыск.
-- Но он сможет сохранить депутатский статус?
-- Этого статуса он может быть лишен только решением суда.
-- Еще один вопрос из сферы чистой политики. Как вы относитесь к идее досрочного роспуска парламента, выдвинутой лидером партии Топчубеком Тургуналиевым, в поддержку которой уже собрано почти сто тысяч голосов?
-- Однозначно я против этого. Сейчас не время для лозунгов, требующих роспуска парламента, отставки правительства или президента. Нужно всем дать шанс поработать хотя бы один год. А во-вторых, прежде чем распускать парламент, надо создать новое правовое поле для следующих выборов, менять конституцию, разработать новый закон о выборах, проводить которые нужно по партийным спискам. Ведь у нас парламент избирается по одномандатным округам, и если такое положение сохранится, то повторится бардак, случившийся на последних выборах, с подкупом голосов и тому подобным. И опять будут избраны те же люди. Кому это нужно?
-- Узбекские власти, подводя первые итоги расследования событий в Андижане, утверждают, что виновные в них террористы проходили подготовку в лагерях на территории Киргизии. Ваше ведомство категорически опровергает эти сведения, ссылаясь на результаты совместной с узбекскими коллегами проверки. Вы можете это прокомментировать?
-- То, что говорят в Ташкенте, -- это абсурд. Я заявляю об этом со всей ответственностью. В рамках Минской конвенции мы работаем с генпрокуратурой Узбекистана после 14 мая уже четвертый месяц, мы выполняем их поручения, они выполняют наши поручения... Но каких-либо сведений с узбекской стороны о якобы существующих на территории Киргизии базах, где готовились террористы, нам ни разу не поступало. Я с удивлением узнаю, что на парламентских слушаниях в Ташкенте было сказано, что мы получали такие данные от узбекских коллег.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ