|
|
N°171, 16 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Сергеевич плохо пишет
Премьер не понял министра культуры
Премьер Михаил Фрадков все время ищет источники экономического роста. В этих поисках он готов разослать членов кабинета по городам и весям. И сам составил себе очень резвый график поездок. «Тогда нам понятно будет, как удваивать ВВП. Будем глубже копать, не разгибаясь до тех пор, пока не выполним эту задачу», -- заявил г-н Фрадков, открывая вчерашнее заседание правительства. «Сейчас члены правительства активно начали ездить по России. Германа Оскаровича (Грефа.-- Ред.) направляем на Дальний Восток, сегодня вылетает. Так берите губернаторов и занимайтесь плотно», -- напутствовал премьер.
Только что вернувшийся с Дальнего Востока и уже, видимо, до чего-то докопавшийся глава МЧС Сергей Шойгу получил почетное право выступать на заседании кабинета первым. Значит, формально с самым важным вопросом. До сего момента ЧП первым номером в повестке правительственных заседаний не стояли. Сама профессия главного спасателя не могла способствовать расслаблению коллег. Но г-н Шойгу решил усилить эффект. И начал речь с сообщения: «За каждые два часа нашего заседания гибнет восемь человек». Министры прониклись. А премьер отметил, что «важно учесть уроки урагана». После чего по-отечески стал расспрашивать главного спасателя, все ли будет в порядке на Дальнем Востоке при надвигающейся стихии. Г-н Шойгу заверил, что у него все под контролем: и силы, и средства, и наука, и стихия. «Вот таких бы мне министров, да побольше», -- наверное, только и мог в этот момент сказать премьер. Но он промолчал и со вздохом пригласил на трибуну министра культуры Александра Соколова.
«Михаил Ефимович связал культуру с экономическим развитием», -- начал г-н Соколов и тут же вспомнил о своей статье в каком-то журнале. «Ее содержание найдет отражение в моем докладе», -- сообщил он. После чего назвал несколько, на его взгляд, самых перспективных направлений госполитики в сфере культуры: сохранение единого культурного и информационного пространства, сохранение культурного наследия, совершенствование системы художественного образования, внедрение современных механизмов администрирования и бюджетирования.
С последним, как выяснилось, у культурного министра как-то совсем плохо. Он не только путается в терминах: сметное финансирование, среднесрочное бюджетирование, бюджетирование по результатам, -- но и еще до конца не осознает, что как министр несет полную ответственность за государственный бюджет российской культуры.
Наслушавшись про «панорамную культуру» и «виртуальные музеи», премьер было предложил перейти к традиционной схеме обсуждения, но вдруг неожиданно обернулся к г-ну Соколову и сказал: «В течение 60 секунд, оторвавшись от текста, своим языком, вы можете назвать основные моменты, прорывные точки. Чтобы было не в стиле докторской диссертации».
Г-н Соколов обрадовался и тут же вспомнил про «рубрикации». Казалось бы, все. И вдруг г-н Соколов сказал о главном. При согласовании доклада с ведомствами были отклонены две трети предложений Министерства культуры, а также три федеральные целевые программы. Особо министр пожаловался на МЭРТ, которое не позволило трогать права собственности на объекты культуры. А ведь «доверительное управление» (о котором г-н Соколов тоже успел написать, правда, не в статье, а в книге) -- это чрезвычайно перспективно.
Упоминание про права собственности отнюдь не привели премьера в восторг. «Там кроме гражданских лиц сегодня есть еще кому этим заняться», -- только и обронил он. Потом добавил, что сейчас ситуация в сфере культуры «образно на болото похожа».
Министр здравоохранения Михаил Зурабов поинтересовался у культурного министра, на что бы он потратил деньги, если бы ему предложили дополнительные средства. Г-н Соколов упорно хотел тратить на объекты культуры. Ну а потом, конечно, на детей. А если еще деньги останутся -- на село. Премьер опять вмешался: «Вы чувствуете, под лежачий камень вода не течет. Зурабов вам подсказку дает: если бы на вас сейчас упал пятый национальный проект, и деньги бы дали. А у вас нет программы».
Тут в дискуссию вступил депутат Госдумы певец Иосиф Кобзон. Обращаясь к премьеру, он сказал: «У меня такое впечатление, что вы министра не видели полгода». А потом повернулся к г-ну Соколову: «Вы знаете, куда идут бюджетные деньги?» «Я знаю основные направления», -- отметил г-н Соколов. Но г-н Фрадков не дал возможность «культурному лобби» увести дискуссию в сторону, заметив: «Возможности реализовать свою политику через бюджет у министра есть. Александр Сергеевич, когда вы начнете это делать?! Нельзя ограничиваться ленточками на открытии памятников культуры». Министр финансов Алексей Кудрин тут же сообщил коллегам, что бюджет Минкульта составлялся не кем иным, как г-ном Соколовым. Что у него в распоряжении на 2006 года 50 млрд руб. «И мне представляется странным, что он ничем не управляет», -- сказал главный финансист.
Министр экономического развития Герман Греф также не испытывает большого оптимизма по поводу ситуации в сфере культуры. «Много хороших побуждений, -- сказал он. -- Но все время кто-то мешает». Министр связи Леонид Рейман вторил коллеге: «Ни одно из согласованных замечаний не попало в данный доклад. Вот такой проблематичный документ».
Только министры обороны и чрезвычайных ситуаций более-менее поддержали Александра Сергеевича. Г-н Шойгу посоветовал ему «не сидеть тихо, не молчать, когда такие лоббисты -- монстры, гиганты культуры пришли его поддерживать». Культурный стресс министра Соколова завершился финальной репликой премьера. «Обольщаться не надо. Никто за вас вашу работу делать не будет. Это пока еще товарищеская критика. Это способ поддержать ваши намерения. Не будем выражаться наукообразно», -- резюмировал г-н Фрадков. А программу Минкульта правительство "приняло за основу", что в переводе с наукообразного означает "зарубило".
Вера КУЗНЕЦОВА