Время новостей
     N°152, 23 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2001
Буква закона против логики
Минфин собирается разделить бизнес и благотворительность
Немецкие деньги, предназначенные россиянам -- узникам фашистских концлагерей, третий день не дают покоя Думе, Минфину, Минтруда и МНС. Представители этих ведомств не могут дать твердого ответа, должны ли платить бывшие узники единый социальный налог с тех сумм, которые в ближайшее время поступят из Германии в качестве компенсации за годы, проведенные в неволе.

Если следовать букве закона, то налог бывшие узники платить должны. Если же следовать логике -- не должны. Министерство по налогам и сборам уже поступило сообразно логике, издав методические рекомендации, в которых предписывается не взимать соцналог с благотворительных выплат. В этом же духе действовало правительство, внеся в Думу проекты поправок к Налоговому кодексу, которые думцы обсудят осенью. Рассмотрение поправок в Думе -- процедура длительная. И германскую компенсацию россияне начнут получать до того, как поправки обретут силу закона. Но Минтруда уже успело завить, что Россия не предусматривает никакого налогообложения компенсационных выплат. Более сдержан был вице-премьер Алексей Кудрин: «Я думаю, этот вопрос будет решен. Надеюсь, что налога не будет». Соответствующие поручения, по словам г-на Кудрина, даны.

Иными словами, немецкие благотворительные деньги, невзирая на действующие нормы Налогового кодекса, получат от российского правительства некоторые привилегии. На это остро отреагировали в думском налоговом подкомитете, где полагают, что узники заплатят-таки соцналог. Эксперты подкомитета заявили: «Никаким постановлением правительства регулировать сферу налоговых правоотношений нельзя». При этом в бюджетном комитете Думы уверены, что об уплате соцналога благотворительными организациями не может быть и речи.

Столь разные мнения высказываются не только потому, что противоречия заложены в Налоговом кодексе. Одни, говоря о недопустимости уплаты соцналога, ведут речь о благотворительности. Другие, настаивая на обязательной уплате налога, на самом деле говорят о недопустимости налоговых льгот для некоммерческих организаций. Одни исходят из того, что благотворительность -- это не вид бизнеса и потому требует особого режима налогообложения. Другие утверждают, что под видом некоммерческих организаций на практике действуют не благотворительные фонды, а вполне коммерческие фирмы, и потому не хотят предоставлять им льгот. Свою правоту не могут доказать ни, те ни другие: закон о некоммерческих организациях позволяет фондам самостоятельно зарабатывать деньги, чтобы тратить их на благотворительные цели. При таком законе ни один налоговый инспектор не в силах определить, где кончается благотворительность и начинается бизнес.

Поэтому в Минфине, по сведениям, которыми располагает газета «Время новостей», разрабатываются сейчас поправки в закон о некоммерческих организациях, с помощью которых бизнес и благотворительность будут разведены. Благотворительные фонды по-прежнему будут иметь право зарабатывать деньги, но для этого им придется регистрировать отдельное коммерческое предприятие.

«Белая ромашка» казне не платит

В дореволюционной России большинство благотворительных фондов существовало под патронатом членов императорской фамилии, в основном великих княгинь. Как правило, фонды получали свои средства за счет пожертвований высших государственных сановников и перечисления сумм Министерства императорского двора. Они почти не платили налогов в казну, кроме случаев приобретения какого-либо имущества или недвижимости для коммерческого использования. Даже доходы от всевозможных лотерей в пользу бедных не подлежали налогообложению, если они полностью использовались в благотворительных целях.

Никто из чинов Министерства финансов и не помышлял о сборе налогов с таких организаций, как «Белая ромашка» (собирала средства для помощи больным туберкулезом) или «Союз увечных воинов».

Несколько иное положение было у частных благотворительных фондов, созданных на средства промышленников и предпринимателей. По льготной шкале облагалась их недвижимость, но доходы от коммерческой деятельности (в том числе от лотерей и издательской деятельности) и заработная плата сотрудников облагались по обычной ставке.

В первые годы советской власти благотворительные организации подпадали под налогообложение в зависимости от своей политической благонадежности: МОПР (Международная организация помощи жертвам революции) не платила никаких налогов, в том числе с лотерей и помещений, тогда как Политический Красный Крест, известный своей помощью оппонентам большевиков, выплачивал некоторые суммы в бюджет РСФСР.
(Павел АПТЕКАРЬ)

Виктор ХАМРАЕВ