|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Затянулся наш роман
Утилизация оружейного плутония откладывается
Трудности, возникшие при реализации российско-американского соглашения по утилизации оружейного плутония, извлеченного из боеголовок времен «холодной войны», не вызывают особого беспокойства в России. Причина проста: официальную Москву вполне устроит, если реализация соглашения, подписанного в прошлом сентябре, будет отложена. А именно об этом сейчас идет речь.
Местные «зеленые» распространили доклад департамента атомной энергии (DAE) министерства энергетики США, написанный еще в феврале нынешнего года и предназначенный для обсуждения в конгрессе США. Документ с грифом «секретно» так и не попал к американским законодателям, что было расценено как сокрытие информации и послужило поводом для скандала. Судя по всему, новая администрация США решила отложить обсуждение до того момента, когда будет выработана новая стратегия по щекотливому вопросу.
В то же время содержащиеся в докладе данные -- в том числе о том, что американская часть программы обойдется не в два с небольшим миллиарда долларов, а в 6,6 млрд, -- просочились в печать еще в начале лета. Правда, до сих пор никто в Вашингтоне не может объяснить, как вышло, что стоимость американской части программы внезапно увеличилась втрое.
То, что дела с финансированием российской части соглашения обстоят не лучшим образом, также известно. Запад должен выделить Москве 1,7 млрд долл., причем эти деньги надо потратить в течение 10 лет. Российская составляющая постепенно уменьшается: вначале затраты оценивались в 2,1 млрд, но затем нашли возможность сэкономить 300--400 млн долл. Россия будет утилизировать большую часть плутония, превращая его в топливо для АЭС, которое потом будут продавать на Запад, за счет чего и возможно удешевление проекта. Но чтобы его запустить, необходимо около 1 млрд долларов, и эти траты приходятся на первый этап реализации программы.
Все расходы должна взять на себя «восьмерка», причем Россия вправе выйти из программы или приостановить ее выполнение на любом этапе, как только прекратится финансирование. Ни в соглашении, ни в приложениях к нему не сказано, какие страны и на какие суммы готовы «раскошелиться» ради того, чтобы уничтожить 34 метрических тонны российского плутония.
Желающих пока нет. Единственным реальным «спонсором» процесса остаются США, которые, по данным главного российского переговорщика с G8 -- первого замминистра по атомной энергии Валентина Иванова, гарантируют России выделение 600 млн долл. Из них конгресс одобрил выделение 200 млн долл. Не договорившись между собой, страны «восьмерки» попытались привлечь к финансированию России Бельгию и Италию. Успехов не добились, после чего обсуждение хода реализации соглашения исчезло из повестки генуэзского саммита руководителей стран G8.
Даже если страны «восьмерки» и найдут средства для России, программа будет отложена, поскольку Вашингтон и Москва по условиям соглашения должны уничтожать плутоний «на паритетных началах». Срыв реализации американской части соглашения неизбежно ведет к тому, что Россия также отложит собственную программу, и наоборот.
По данным источников газеты «Время новостей» в руководстве Минатома, новая администрация США взяла время на раздумье до апреля будущего года. В результате переговоров между представителями двух стран принято предварительное решение: само соглашение пересматриваться не будет. Вероятнее всего в апреле будут внесены изменения в то приложение к соглашению, где прописаны сроки реализации программы.
В руководстве Минатома не высказывают ни малейшей озабоченности происходящим. В министерстве даже в момент подписания соглашения не скрывали, что принималось оно под давлением мировой общественности, по соображениям чисто политического свойства. И к тому же Россию вполне устраивает, что, как говорят в Минатоме, ценнейшее энергетическое сырье -- плутоний -- останется неприкосновенным.
Екатерина КАЦ