Время новостей
     N°170, 15 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2005
Фрагменты мирового пространства
Филармонические будни станут более насыщенными
Московская филармония открыла сезон, который сами руководители называют первым, сделанным не так давно обновленной командой уже скрупулезно и совершенно осознанно. Само открытие было громким (см. «Время новостей» от 1 сентября) и казалось спонтанным и бурным, дальнейшее же течение филармонической жизни обещает быть не только эффектным, но и стабильным.

Начинаются абонементные концерты, и уже 29 сентября пройдет первый концерт одного из самых элегантных и европеизированных циклов -- «Искусство колоратуры». Первой в Москве появится блистательная сопрано Суми Йо с программой из арий бельканто, а вслед за ней в рамках абонемента обещают мировую звезду Анну Нетребко с Роландо Виллазоном и Лору Клейкомб.

Абонемент «Современники и классики», уже представивший Валерия Гергиева за пультом Оркестра мира, в начале октября предъявит Гидона Кремера и оркестр «Кремерата Балтика» с изысканнейшей программой из музыки Леонида Десятникова (в честь 50-летия), Шостаковича, Канчели и Перголези (Stabat Mater в транскрипции для скрипки и альта с оркестром Леры Ауэрбах будет в России прозвучит впервые).

Директор филармонии Алексей Шалашев настаивает на том, что построение абонементов таким образом, чтобы громкие мировые имена входили в их будничную структуру, а не подавались бы как шоу за огромные деньги, -- это принципиальная позиция филармонии. «Идея в том, чтобы сделать не только артистов, но и московских слушателей частью мирового концертного пространства». А возможность попасть на престижный концерт по абонементной цене (так, на Оркестр мира пришло порядка 300 держателей недорогих абонементов) сильно приближает филармонию и ее клиентов к этой высокой цели.

Вторая линия филармонии -- популяризация современной и редко исполняемой музыки. При этом руководители филармонии, в том числе худрук Александр Чайковский, пытаются сделать так, чтобы такая музыка попадала в структуру абонементов с широким репертуаром, а не продавалась бы исключительно для узкого круга ценителей. К тому же исполнение новой музыки филармония решила сделать легальным и за большие деньги покупает партитуры и права на исполнение у крупных европейских издательств (например, прошлогоднее исполнение музыки Эндрю Ллойда Уэббера чуть не разорило филармонию).

Третья -- долговременные программы поддержки молодых исполнителей. С этого года филармония вводит многоступенчатую программу, первой фазой которой должен стать интригующий конкурс молодых исполнителей и дирижеров «Филармонический дебют» (отбор и выдвижение проводили пять российских музыкальных консерваторий -- Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и Казани). Оценку кандидатам на дальнейшее вхождение в будущий филармонический обиход (в программы «Молодые таланты» и «Звезды XXI века») будет давать не только филармоническое жюри, но и публика, эксперты и оркестранты. 16 сентября начинаются открытые концерты, а 23 сентября -- концерт финалистов с Академическим симфоническим оркестром филармонии.

Всего в сезоне филармония представит 123 абонемента, большинство из которых уже проданы (лучшие результаты продаж у серии «Шедевры и премьеры», у Дениса Мацуева и абонементов, посвященных популярной классике), больше 40 оркестров, 32 ансамбля, 86 дирижеров, 212 солистов, 25 хоров и 14 других коллективов. Цифры выглядят эффектно, но новое для Москвы ощущение продуманности репертуарной и коммерческой политики вызывает даже большее впечатление.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка