|
|
N°169, 14 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История одного допроса
Следствие по «делу Пуманэ» обвинили в заблуждении
В Пресненском суде Москвы вчера начался процесс по одному из самых скандальных дел прошлого года -- об убийстве сотрудниками милиции бывшего офицера-подводника Александра Пуманэ. На скамье подсудимых -- бывшие начальник 83-го отделения ОВД "Пресненский" Андрей Семигин и старший дежурный отделения Иосиф Семерека. Непосредственно к убийству они отношения не имели, но, по версии обвинения, к смерти Пуманэ привело их халатное отношение к своим обязанностям. Между тем, как показали первые допрошенные свидетели, ни Семигин, ин Семерека не провели с Пуманэ и пяти минут, а адвокат одного из них даже обвинил следственные органы в попытке ввести в заблуждение население столицы.
«Дело Пуманэ» началось в ночь на 18 сентября 2004 года, когда в центре Москвы в Спиридоньевском переулке нарядом ОВД «Пресненский» был задержан бывший подводник из Петербурга Александр Пуманэ, в машине которого милиционеры обнаружили две мины МОН-50 с электродетонаторами и 200-граммовую тротиловую шашку. Пуманэ был препровожден для допроса в 83-е («Пресненское») ОВД. А под утро задержанный с тяжелыми телесными повреждениями был доставлен в Институт Склифосовского, где спустя полтора часа скончался.
По факту его гибели Моспрокуратура возбудила уголовное дело. На допросах побывало множество милиционеров -- по показаниям свидетелей, в злополучную ночь в 83-е отделение разбираться с Пуманэ съехались около ста представителей спецслужб (после серии терактов в августе и сентябре поначалу все решили, что Пуманэ был еще одним чеченским диверсантом).
В ноябре в скандальном «деле Пуманэ» появился первый подозреваемый -- бывший начальник отдела УБОП ГУВД Москвы Вячеслав Душенко. По версии следователей, именно он до смерти избил Пуманэ. Душенко вину свою не признал, но на последующие допросы не явился, от следствия скрылся и был объявлен в розыск. А прокуратура уже заочно предъявила ему обвинение по двум статьям -- превышение полномочий и причинение тяжкого вреда здоровью. Позже в «деле подводника» появились еще два фигуранта -- Семигин и Семерека. В прокуратуре посчитали, что ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей содействовало избиению Пуманэ во время допроса, в котором, впрочем, не Семигин, не Семерека не участвовали.
Начало суда над ними ранее три раза по разным причинам переносилось, но вчера наконец прокурор Александр Дементьев зачитал обвинительное заключение. Из него следует, что «небрежное отношение к службе обвиняемых позволило официально не уполномоченным на проведение проверки лицам проводить разбирательство с задержанным, используя незаконные методы, что привело к тяжким последствиям -- гибели задержанного». В частности, Семигин, по данным прокуратуры, не организовал должным образом следственные действия -- не произвел оформление задержанного, личного обыска и т.д. Кроме того, как заявлено в обвинении, Семерека выдал «неустановленному» милиционеру, который не являлся сотрудником ОВД «Пресненский», спецсредство -- резиновую дубинку, которой и избивали Пуманэ.
После речи гособвинителя слово предоставили подсудимым и их адвокатам. Ни Семигин, ни Семерека вины не признали. А адвокат последнего Валерий Глушенков заявил, что его подзащитный выполнил все требования нормативных актов добросовестно и полно. По мнению защитника, если и были недостатки в работе Семереки, «то связаны они с недостаточной штатной численностью в отделе и неординарной ситуацией». «Может, эти недостатки и тянут на наказание, но только на дисциплинарное взыскание, а никак не на уголовное», -- сказал Глушенков и предположил, что «неправомерное привлечение обвиняемых к уголовной ответственности не что иное, как попытка следствия ввести в заблуждение население столицы относительно эффективности своей деятельности».
Вчера суд успел допросить и трех свидетелей. В ночь на 18 сентября 2004 года они были сотрудниками ОВД «Пресненский» и по тревоге прибыли в отделение. Пытаясь максимально полно восстановить события той ночи, вопросы свидетелям задавали и обвинение, и защита, и председательствующий судья Татьяна Васюченко. Как показал каждый из свидетелей, в ту ночь в 83-м отделении побывало не менее ста представителей различных милицейских ведомств. «Поговаривали, что приезжал даже какой-то генерал, -- заявил свидетель Максим Камша, в то время начальник уголовного розыска отделения, -- от следственных действий нас просто оттерло приехавшее вышестоящее руководство». Г-н Камша показал, что в кабинете Семигина расположился созданный для расследования преступления штаб, в который, по его сведениям, вошли сотрудники ФСБ, ГУВД и УБОП. При этом ни самого начальника отделения, ни тем более нижестоящих сотрудников в кабинет просто не пускали. «Мы лишь получали указания, которые исходили из штаба», -- рассказал свидетель. И подчеркнул, что «этот штаб фактически ограничил функциональные обязанности и возможности начальника отделения Семигина».
Татьяна ГРИЦЕНКО