Время новостей
     N°169, 14 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2005
Чрезвычайная отставка и новые утопленники
Джордж Буш нашел виновного
У американского Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA) новый начальник -- Дэвид Полисон. Он заменил беспомощного Майкла Брауна, не справившегося с организацией спасательных работ в четырех южных штатах страны накануне и после урагана «Катрина». Сообщение об этом совпало со страшной новостью: в Новом Орлеане в полузатопленном госпитале было обнаружено 45 трупов на больничных койках.

Вчера вечером президент Джордж Буш выступил в этой связи с чрезвычайным обращением к нации, взяв ответственность и на себя за просчеты при урагане. На прошлой неделе не меньший шок вызвала информация о более 30 трупах в доме престарелых -- несчастные не сумели спастись самостоятельно. Всего, по официальным данным, погибло 513 человек, но жертв будет больше.

Браун утверждает, что принял решение об отставке добровольно, ради «интересов агентства и президента». Пресс-секретарь Белого Дома также поторопился подчеркнуть: мол, сам, сам, сам... «Это было решение Майка Брауна, и мы уважаем его решение», -- заявил Скотт Маклеллан. Но обозреватели в Вашингтоне только посмеиваются над наивным лицемерием официальных формулировок. Майкл Браун, как и предсказывала газета «Время новостей» на прошлой неделе, стал первой жертвой политической волны, порожденной затоплением Нового Орлеана и докатившейся до федеральных органов власти, столь осрамившихся перед миром.

Четкий сигнал Брауну, в прошлом возглавлявшему Международную ассоциацию арабских скакунов, послали еще в пятницу, когда его попросили вон из Луизианы. А чтобы уж совсем не было сомнений, что он все понял правильно, в столице с ним провел собеседование начальник аппарата сотрудников Белого Дома Эндрю Кард. После этого и появилось заявление: «Прошу уволить по собственному желанию».

Пока в Вашингтоне шли закулисные разборки с Брауном, в Новом Орлеане бурную активность развил еще один политический пострадавший от урагана -- сам президент. Его рейтинги тоже ушли под воду, до самого низкого уровня за все пять лет президентства. За полторы недели Джордж Буш трижды посетил Новый Орлеан. Если первые два раза дело ограничивалось знакомством с ситуацией с воздуха, из окошка президентского самолета, то на этот раз хозяин Белого Дома на борту военного корабля «Иво Джима» выслушал доклады о ходе работ и распек местное начальство. Потом он проехался по грязным городским улицам на военном грузовике, а затем снова взмыл в небо -- на вертолете оглядел наиболее пострадавшие районы, до сих пор залитые двухметровым слоем зловонной жижи.

По идее белодомовских политтехнологов этот видеоряд должен был воскресить в памяти американцев героические образы четырехлетней давности: президент на фоне руин Всемирного торгового центра после терактов 11 сентября, когда популярность Буша взлетела на немыслимую высоту.

Попутно при всякой остановке и общении с прессой Джордж Буш старательно отводил критику в свой адрес и открещивался от прежних заявлений. Он утверждал, что его неправильно поняли и он никогда-де не говорил, что никто не предусмотрел возможности прорыва дамб вокруг Нового Орлеана. Он повторил, что расовый и имущественный факторы (большинство населения в пострадавших районах -- чернокожие и испаноязычные бедняки) не сыграли роли в том, что помощь запоздала. Наконец, президент не принял упреков в том, что мобилизации спасателей из числа военных помешала оккупация Ирака и наличие там более 130 тыс. американских солдат.

Выбор нового директора Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям также был продиктован вниманием к имиджу президента. Вместо одиозного политназначенца и юриста с сомнительной репутацией выдвинут профессионал. За плечами Дэвида Полисона почти 30 лет службы пожарным и спасателем. Он возглавлял службу спасения такого большого города, как Майами с годовым бюджетом в 200 млн долл., где под его началом было около 2 тыс. сотрудников. В числе конкретных операций за ним числится участие в ликвидации последствий урагана «Эндрю» во Флориде в 1992 году.

Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон