|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихо в лесу
Юбилей прошел. Владимир Путин промолчал
Лидер «Союза правых сил» Борис Немцов подарил вчера Борису Ельцину серебряную статуэтку -- первый президент держит в руках российский флаг и попирает ногой танк. На этом участие официальных лиц в праздничных мероприятиях, посвященных 10-летию победы над ГКЧП и Дню Государственного флага России было исчерпано.
Отечественное начальство любит и умеет отмечать праздники, вне зависимости от их сути и значения. Однако нынешний юбилей оказался сиротой. Владимир Путин, отправившийся в отпуск в аккурат перед юбилейной датой, ни единым словом не помянул ни ГКЧП и борьбу с ним, ни события, последовавшие за подавлением путча. Остававшееся в Москве начальство рангом поменьше последовало президентскому примеру. В итоге юбилей победы над ГКЧП отмечали только некоторые думские лидеры и схлестнувшиеся в борьбе за власть 10 лет назад политические пенсионеры. За одним вычетом -- главный герой августа 1991 года Борис Ельцин делал вид, что ничего не происходит, и только получив из рук г-на Немцова статуэтку, «вспомнил» о победе над ГКЧП.
Фактический бойкот юбилея привел к тому, что праздник стал личным делом двух-трех сотен ветеранов обороны Белого дома и «Союза правых сил», который использовал дату для своего промоушена.
Происходящее выглядит странным уже потому, что масштабность произошедшего 10 лет назад никогда не отрицали ни сторонники Бориса Ельцина, ни те, кто в 1991-м или позже объявили себя поклонниками ГКЧП. Распад СССР, формирование нового политического пространства, начало шоковых либеральных реформ, а также множество других больших и малых событий произошли именно потому, что утром 19 августа было объявлено о создании ГКЧП, а через несколько часов Борис Ельцин призвал сограждан к сопротивлению путчу. Дни с 19 по 22 августа были узловой точкой российской истории, и забыть о ней очень сложно. Впрочем, нынешним российским властям это, судя по всему, удалось.
Сугубо политическими причинами объяснить это невозможно. Если бы Владимир Путин, как утверждают его радикальные противники, был сознательным реваншистом и смело отвергал все завоевания августа 1991 года, то молчать как раз и не стоило бы. А уж за словами в честь ГКЧП дело бы не стало. Однако о принципиальном отходе от ценностей предыдущей эпохи речи пока не идет. Владимир Путин часто выглядит более последовательным ельцинцем, нежели первый президент России. К тому же даже если предположить, что цели путча или кто-то из его авторов и симпатичны президенту, то он не может забывать о том, что своей карьерой он целиком и полностью обязан августу 1991 года. Равно как и практически все его нынешние соратники и сподвижники.
Тем не менее праздник оказался чужим для нынешней жизни. Возможно потому, что он сам по себе идеологически позиционирован максимально четко, а современная российская политика построена на полутонах. Компромиссный подход, восторжествовавший при выборе государственной символики, стал определяющим для государственной политики в целом. Шаги в правую сторону, сопровождаемые левой риторикой, являются пока безотказным приемом, при помощи которого власти добиваются поставленных целей. Август 1991 года и его юбилей не вписываются в политические технологии. И поскольку праздник не очень удобен президенту, его подчиненные также не проявляют особого рвения.
Впрочем, защитникам Белого дома, которые продолжают отмечать «август», не стоит унывать. Все может перемениться, и не исключено, что 11-я годовщина путча будет отмечена со всем возможным размахом и со всей подобающей пышностью. Тот же повод к оптимизму, однако, могут испытывать и сторонники ГКЧП.
Глеб ЧЕРКАСОВ