Время новостей
     N°152, 23 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2001
По морям, по волнам
«Русский алюминий» выбирает Северный морской путь
«Русский алюминий» подписал соглашение с Енисейским речным пароходством о перевозке из Красноярска до Игарки почти 20 тыс. т алюминия. Оттуда металл по Северному морскому пути отправят до Роттердама. Соглашение, как уверяют речники, будет выполнено до конца навигации на Енисее, т.е. до 15 сентября.

Первые 5 тыс. т красноярского алюминия уже доставлены в Голландию. Как утверждает пресс-служба Красноярского алюминиевого завода (КрАЗа), перевозка этой партии металла обошлась компании на 20% дешевле, чем по железной дороге. В прошлом году КрАЗ выпустил 844 тыс. т металла. Судя по динамике, в 2001 году физические объемы производства будут не меньше. В перспективе около трети металла, который производится на КрАЗе, будут доставлять в Европу по Северному морскому пути.

Начальник администрации Северного морского пути Александр Ушаков с энтузиазмом воспринял инициативу алюминщиков. По словам Ушакова, интенсивность навигации по Севморпути в последние годы увеличивается. В прошлом году по нему было перевезено 1,6 млн т грузов (в худшие для пути 1993--1995 годы по нему проходило чуть более 1 млн т в год, правда в лучшие 1985--1986 годы -- по 7 млн т). Ушаков отметил, что не видит никаких технических препятствий для доставки грузов КрАЗа. В порту Дудинка, расположенном ниже Игарки по течению Енисея, обеспечивается круглогодичная навигация. Так что моряки готовы возить красноярский алюминий весь год, если, конечно, завод сумеет доставить его в Дудинку в зимнее время.

Помимо северного маршрута, сейчас разрабатывается схема доставки красноярского металла в страны Ближнего Востока по Черному морю. Суда Енисейского пароходства работают там уже несколько лет.

У металлургов есть и другие возможности для снижения транспортных расходов. Ачинский глиноземный комбинат пока не в состоянии полностью обеспечить КрАЗ сырьем. Менеджеры «Русского алюминия» могут перевозить часть импортируемого глинозема на речных и морских судах -- встречные поставки позволят существенно сэкономить на доставке как глинозема, так и готовой продукции.

Как объясняют сами алюминщики, альтернативные транспортные схемы эксперты компании начали разрабатывать из-за предполагаемого роста железнодорожных тарифов на грузовые перевозки. Но следует отметить, что отношения КрАЗа и Красноярской железной дороги (КЖД) никогда не были простыми. В декабре прошлого года юристы алюминиевого завода выиграли судебный процесс у железнодорожников, в результате чего стали одним из крупнейших кредиторов КЖД.

Дело в том, что дорога последние три года перевозила продукцию завода по экспортным тарифам. Однако металл они доставляли только до причалов морского порта в Мурманске, т.е. грузы не пересекали государственную границу России. Следовательно, расчет должен был производиться по тарифам на внутренние перевозки, а они почти в два раза меньше. Эти аргументы юристов КрАЗа красноярский арбитраж счел убедительными и обязал железнодорожников вернуть в кассу завода разницу между экспортными и внутренними тарифами за три года. Но когда служба судебных приставов края начала процедуру принудительного взыскания долгов с КЖД (а они составляют почти миллиард рублей), руководство КрАЗа немедленно заявило о своем намерении урегулировать разногласия с железнодорожниками мирным путем. Ссориться с основным перевозчиком своей продукции красноярские металлурги пока не намерены.

Александр МАКАРОВ, Красноярск