|
|
N°168, 13 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антимонополизм по-немецки
E.ON пытаются запретить заключать долгосрочные договоры
Высокие цены на энергоносители вызвали острую дискуссию о модели взаимоотношений на внутригерманском газовом рынке между импортерами и распределительными компаниями. Руководитель ведомства по контролю за деятельностью картелей Ульф Беге объявил «на текущий месяц» открытое «наступление на высокие цены на природный газ». По мнению антимонополистов, E.ON Ruhrgas добивается повышенных цен на сбываемое топливо, в частности, за счет привязки своих клиентов (главным образом региональных и местных распределителей газа) к коммерческому сотрудничеству на основе долгосрочных договоров. Глава правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн в интервью газете Die Welt заявил, что антимонопольное ведомство, «к сожалению, заняло в целом радикальную позицию».
Г-н Беге считает, что ныне действующая модель рыночных взаимоотношений между E.ON Ruhrgas и распределителями-оптовиками стала для принципа свободной конкуренции «ботинком, который жмет». Газовый импортер заключает договоры на поставку газа оптовикам сроком до 20 лет. При этом отдельно оговариваются минимально приемлемые объемы закупок со стороны распределителей. По мнению г-на Беге, проблему нынешних высоких цен на природный газ удастся обуздать, если сократить срок действия таких договоров до двух-четырех лет. При этом ведомство по контролю за деятельностью картелей дало недвусмысленно понять, что будет последовательно добиваться изменения в принципе существующей договорной практики в газовом секторе.
E.ON Ruhrgas в течение последних месяцев неоднократно выступал с разъяснением своей позиции и, соответственно, критикой подходов антимонополистов. Ведь основная часть рынка природного газа в Германии, одного из наиболее крупных и стабильных в Европе, сформировалась именно благодаря тому, что «правила игры» на нем предусматривают возможность не только долгосрочного формирования процессов купли-продажи газа, но и планирования крупных инвестиций в инфраструктуру газового транспорта на многие десятилетия вперед. Краткосрочные спотовые сделки в состоянии полностью перечеркнуть достигнутый баланс взаимоотношений между E.ON и его партнерами-оптовиками. Ведь на внешних рынках E.ON Ruhrgas также закупает природный газ, в частности у российского «Газпрома», в соответствии с договорами, срок действия которых уходит на многие десятилетия вперед.
Г-н Бергманн не скрывает своей решимости отстаивать свою правоту с помощью соответствующих юридических шагов. «Ведомство по надзору за деятельностью картелей намерено значительно вторгнуться в свободу заключения договоров, -- подчеркнул он в интервью Die Welt. -- Даже текущие прежние договоры предполагается подвергнуть запрету одним махом, без переходных сроков». При этом г-н Бергманн добавил: «Ввиду того что в импорте газа мы пошли на подписание долгосрочных договоров с зарубежными партнерами, данная позиция антимонопольного ведомства не является честной и не может быть реализована без высоких рисков». Если бы это произошло, то, по мнению шефа E.ON Ruhrgas, «очень плюралистски структурированное немецкое газовое хозяйство оказалось бы в чрезвычайно более невыгодном положении по сравнению с европейскими конкурентами».
Все это может вызвать непредсказуемый скачок цен на природный газ, предостерег г-н Бергманн. Он также вновь указал на недопустимость отказа от привязки цен на природный газ к ценам на нефть. Что же касается «сверхприбылей» E.ON Ruhrgas, якобы получаемых за счет высоких цен на топливо, глава правления концерна заявил: «Сегодня мы не получаем дополнительных прибылей от высокой цены на газ. Напротив, ввиду того, что закупочные цены на природный газ растут быстрее наших оптовых продажных, наши доходы существенно сократились».
Юрий ШПАКОВ, Берлин