Время новостей
     N°168, 13 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2005
«Аэрофлот» требует гарантий
Сделка о покупке авиакомпанией шести Ил-96-300 снова откладывается
Временный запрет на полеты лайнеров Ил-96-300 вновь перенес сделку по продаже шести таких машин «Аэрофлоту» в неопределенное будущее. В преддверии собрания акционеров «Аэрофлота», посвященного исключительно одобрению этой покупки, совет директоров авиакомпании потребовал от изготовителей этих самолетов новых гарантий надежности техники. Лизинговая компания «Ильюшин-Финанс Ко» (ИФК), выступающая в этой сделке поставщиком самолетов, в ответ заявила, что все необходимые гарантии уже предусмотрены в контракте, который выносится на акционерное собрание. Этот спор может послужить поводом для отмены собрания, тем более что ранее руководство «Аэрофлота» уже публично заявляло, что не исключает такой возможности.

Переговоры по продаже «Аэрофлоту» шести Ил-96-300 идут седьмой год подряд. 30 декабря 2003 года контракт даже был подписан генеральными директорами «Аэрофлота» и ИФК Валерием Окуловым и Александром Рубцовым. Однако стороны оставили за рамками того документа ряд технических и финансовых деталей, из-за которых контракт так и не вступил в силу. Тем временем «Аэрофлот» осуществил план реструктуризации своего флота, основу которого теперь составляют девять Boeing-767-300ER и 18 самолетов семейства Аirbus-320. Еще до конца этого месяца национальный перевозчик обещает объявить о приобретении новых машин у европейского концерна Airbus.

Новый мощный удар по готовящейся сделке нанес технический дефект, обнаруженный 2 августа на самолете Ил-96-300ПУ, которым летает президент России Владимир Путин. По результатам расследования этого происшествия 22 августа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор») ввела запрет на эксплуатацию всех тринадцати Ил-96-300, летавших на тот момент под флагами российских авиакомпаний.

Акционерное собрание «Аэрофлота», которое в соответствии с уставом компании необходимо для одобрения сделки такого масштаба, как покупка шести дальнемагистральных лайнеров, было назначено на 19 сентября еще до запрета на полеты Ил-96-300. Запрет нанес «Аэрофлоту», в парке которого уже состоят шесть Ил-96-300, прямые убытки и вызвал у менеджмента компании новую волну сомнений в целесообразности приобретения новых самолетов такого типа. Еще 7 сентября заместитель генерального директора "Аэрофлота" по стратегическому развитию Сергей Харитонов говорил журналистам, что до прояснения ситуации компания, скорее всего, отложит собрание акционеров.

Вчера было распространено заявление совета директоров «Аэрофлота», проведенного в преддверии этого собрания. Решения о переносе голосования в нем нет. Однако там содержится требование, которое вполне может стать формальным поводом для отмены собрания. Совет директоров, говорится в заявлении, «вправе требовать от разработчиков, производителей и лизинговой компании официальных гарантий того, что новые воздушные суда этого типа, поставка которых планируется в предстоящие годы, не будут иметь аналогичных и других производственных дефектов».

Дело в том, что, по мнению ИФК, все необходимые гарантии «Аэрофлоту» уже даны. И брать на себя новые обязательства лизинговая компания не собирается. Более того, как заявил вчера «Времени новостей» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий, компания предложила «Аэрофлоту» взять на гарантийное обслуживание те шесть машин, которые уже есть у авиаперевозчика, но не получила позитивного ответа. Эти шесть машин приобретались без участия ИФК, гарантию по ним дал непосредственно завод-производитель. По мнению лизинговой компании, уровень этого гарантийного обслуживания ниже, чем тот, что предусмотрен в новом контракте.

Однако совет директоров «Аэрофлота» со своей стороны на внеочередном заседании принял решение, что «вопрос о гарантиях высокой степени надежности самолетов Ил-96-300 должен быть закреплен в контрактной документации сделки по приобретению «Аэрофлотом» шести новых воздушных судов этого типа». Вне зависимости от того, согласится ИФК на пересмотр контрактной документации или нет, это потребует новых переговоров, а значит, даже по чисто техническим причинам перенос акционерного собрания становится почти неизбежным.

Михаил КУКУШКИН