|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полезное искусство
В Москве проходит Фестиваль социальной рекламы
Фестиваль социальной рекламы -- дело муниципальной важности. Управление правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города решило провести его после социологического опроса, из которого следовало, что москвичи не знают, что такое социальная реклама. То есть если и вспоминают верный пример, вроде «Позвоните родителям», то все равно путают с какой-нибудь «Новой связью». Когда опрошенным объясняли, что это такое, то выяснялось, что они не против платить налоги для того, чтобы шедевры этого жанра не терялись среди коммерческих образцов.
К устроению фестиваля приступили немедленно, увидев в нем способ одновременно и вид города улучшить, и идеологические позиции мэрии продемонстрировать. Социальная реклама пропагандирует не продукт и не тенденцию, а идеологию, морально-этический комплекс. На Западе она представляет собой нечто вроде белых стихов с мессэджем «Курение опасно для вашего здоровья». В России у нее есть мощные корни -- жанр агитки.
Что такое российская социальная реклама, лучше всего объясняет пример фаворитов прошлогоднего «Форума художественных инициатив» Алексея Беляева-Гинтовта и Андрея Молодкина, которые имеют намерение разместить изображения гигантских Аполлонов с ракетами в колчане на рекламных щитах и называют свое искусство «агитацией и пропагандой» новой России.
Культурные функционеры сформулировали темы Фестиваля социальной рекламы по-советски: «Мой двор -- мой подъезд», «Молодежь Москвы», «Культура и дети», «Адаптация инвалидов» и проч. К счастью, за время первого отборочного тура выяснилось, что все работы укладываются в рамки тем «Экология», «Здоровый образ жизни», «Гармония отношений», «Отечество» и «Москва».
К 20 августа экспертная комиссия отобрала 38 плакатов известных рекламных агентств (типа Open Design, «Бегемот») и частных лиц. В данный момент их размещают на рекламных щитах города, чтобы ко второму сентября москвичи сами смогли выбрать абсолютного победителя. Голосование ведется по «горячим» телефонным линиям и на сайте www.rambler.ru.
Среди представленных работ немало таких, что скрасят любой вид из окна. Черно-зеленый копирайтерский шедевр «Купил машину -- посади дерево», таблица элементов на фоне голубого неба с надписью «Вдыхание опасно для вашего здоровья», удавка с вопросом «Затянулся?».
Лучшие из плакатов -- на тему экологии и здоровья. Меньше всего шедевров -- в области «Отечества» и «Москвы». Разве что крашенные в цвета флага животы беременных женщин под лозунгом «Выносим и выкормим» да бодрое произведеньице «Больше лужков». Наверное, работы в этих номинациях удаются только при серьезном настрое в духе Молодкина и Беляева-Гинтовта.
Абсолютным лидером голосования на данный момент является плакат «Не пейте лишнего» с раздваивающимся девичьим лицом: «В два раза больше девушек, которым ты противен». Таким образом, конкурс выявляет общественную тенденцию. В советских агитках стимулом отказа от алкоголя была партия. (В одном из московских кабаков, славящимся коллекцией советского лубка, на стене висит плакат. Мужчина в галстуке и костюме, по всему -- партиец, отталкивает рюмку с водкой: «Алкоголь? -- Нет!») В новой социальной рекламе таким стимулом являются девушки. Верный индикатор общественного здоровья.
Илга КУЗНЕЦОВА