|
|
N°168, 13 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не надо грязи
Борьба с отмыванием денег отпугивает иностранных партнеров российских банков
Спустя четыре года после того, как в России начала действовать финансовая разведка, выяснилось, что борьба с отмыванием денег имеет и оборотную сторону. Нормы российского антиотмывочного законодательства таковы, что, например, банки должны предоставлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу огромное количество информации. В результате в ведомство Виктора Зубкова ежемесячно поступают десятки тысяч сообщений. Причем банки зачастую перестраховываются и шлют, как выразился глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, всякий «мусор».
Столь мощный поток информации (российские крупные банки, по словам г-на Тосуняна, отправляют в финансовую разведку по полторы тысячи сообщений в день, тогда как европейские в собственные соответствующие органы -- по 10--15) вызывает у партнеров российских банков за рубежом удивление, а порой даже испуг. У многих складывается впечатление, что российская банковская система насквозь криминализована, и дела с ней лучше не иметь. С весны прошлого года в США было отказано в сотрудничестве не менее 300 российским банкам. Аналитики связывают подобную тенденцию как с ужесточением банковского контроля в США, так и с постоянно поступающими из России сообщениями об отзыве лицензий у того или иного банка, замешанного в отмывании «грязных» денег (по данным г-на Тосуняна, в прошлом году лицензий лишились примерно 30, в этом году около 25 банков). Доход от открытия и ведения корсчетов российских банков не слишком большой, поэтому некоторые американские банки предпочитают вовсе не связываться с ними, что называется, от греха подальше.
Ситуация усугубляется тем, что американский опыт начинают перенимать в Европе. «Вести борьбу надо молча и аккуратно, чтобы не создавалось впечатление, что банки в России занимаются только криминальной деятельностью», -- делает вывод г-н Тосунян.
Примечательно, что с главой АРБ согласился руководитель российской финансовой разведки Виктор Зубков. Он заметно смягчил, по крайней мере на публике, свою позицию по отношению к банкам, не забыв, видимо, о банковском кризисе лета прошлого года, спровоцированном в том числе неосторожными заявлениями руководителей «Росфинмониторинга» и Центробанка. «Последний год я не критикую банковскую систему. Она работает, развивается. Не надо представлять ее как криминальную систему», -- призывает глава Федеральной службы по финансовому мониторингу. О каких-либо черных списках банков -- "кандидатов на вылет" он не говорил вовсе, даже в контексте опровержения. Это, впрочем, совсем не исключает, что отзывы лицензий у нарушителей продолжатся. "Надо, чтобы здоровая часть банковской системы развивалась, а больная методично убиралась с рынка", -- поставил задачу Гарегин Тосунян.
Виктор Зубков объяснил г-ну Тосуняну, почему ФСФМ требует от банков так много информации. Оказывается, существуют две системы борьбы с отмыванием денег: европейская и американская. Европейская -- более мягкая. Банки сами решают, о какой показавшейся им подозрительной банковской операции следует проинформировать «органы». Отсюда и 10--15 сообщений в день. Американская же система, которую в России четыре года назад выбрали для подражания, гораздо жестче. Поэтому, сообщил г-н Зубков, в соответствующие американские структуры из банков ежегодно поступает 5 млн (!) сообщений. Глава федеральной службы уверен, что разрушать сложившуюся в России систему финансового мониторинга не стоит. В конце концов она принесла стране намного больше пользы, чем вреда.
Впрочем, у России четыре года назад не было выбора. Требования, предъявленные ФАТФ (наиболее влиятельная международная антиотмывочная организация. -- Ред.) к России, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, были гораздо более жесткими, чем к другим странам. А потому могли быть выполнены только в условиях действия американской системы. В результате Россия в короткие сроки не только покинула черный список стран, относящихся спустя рукава к проблеме борьбы с «грязными» деньгами, но стала одним из ведущих членов ФАТФ.
Кстати, на прошлой неделе российские успехи в борьбе с отмыванием и финансированием терроризма оценивал, будучи в Москве, глава финансовой разведки США (FinCEN, Financial Crimes Enforcement Network) Уильям Фокс, который, по словам г-на Зубкова, был поражен. С ним же, судя по всему, состоялся серьезный разговор на тему закрытия счетов российских банков. Виктор Зубков и Уильям Фокс надумали организовать в США в начале следующего года встречу представителей российских финансовых кругов (Минфина, ЦБ, ФСФМ, АРБ) с американскими банкирами. «В США просто не знают, что в России изменилось за последние три-пять лет», -- уверен г-н Зубков.
Отучить иностранных банкиров бояться российских партнеров попробуют также АРБ и Внешэкономбанк. Они планируют провести в Москве своего рода «разъяснительные» конференции. «Мы хотим донести позитив о российской банковской системе», -- говорит Гарегин Тосунян. Главное, по его словам, чтобы борьба с отмыванием денег не мешала развиваться и без того недостаточно мощному российскому банковскому сектору. "Нельзя забывать и об экономике", -- убежден глава АРБ.
Михаил ВОРОБЬЕВ