|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тернистый налоговый путь
Чиновники не могут найти компромисс в вопросе изменения НДПИ
Правительственные чиновники окончательно согласились с тем, что для снижения цен на бензин внутри страны необходимо изменить систему расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кабинет министров намерен отказаться от действующей плоской шкалы НДПИ, привязанной к мировым ценам на нефть, и перейти к дифференцированной, зависящей от условий добычи сырья. Однако теперь перед профильными ведомствами стоит самая трудная задача: им необходимо окончательно согласовать между собой критерии дифференциации. Сколько времени займет этот процесс, неизвестно. В минувшую пятницу на очередном заседании соответствующей межведомственной комиссии компромисс найти не удалось. В любом случае, как ранее заявлял министр экономразвития Герман Греф, новая система начнет действовать не раньше 2007 года. Так что при высоких ценах на нефть на мировых рынках рассчитывать на дешевое горючее в России пока не стоит. При этом, по данным Российского топливного агентства, средние оптовые цены на бензин марки Аи-93 в первых числах сентября уже взлетели на 7%, на бензин Аи-76 и дизельное топливо -- на 12%. Вслед за оптовыми ценами вверх потянутся скорее всего и розничные.
Дискуссия вокруг дифференциации налога ведется около трех лет -- практически с того момента, как НДПИ начал действовать, заменив собой роялти и некоторые другие платежи. Однако к единому мнению о критериях дифференциации налога министерствам прийти до сих пор не удалось. Как сообщил Интерфаксу представитель МЭРТ, в минувшую пятницу обсуждались три критерия. Первый -- степень выработанности запасов нефти и характеристика скважин, второй -- географическое положение месторождения и его удаленность от инфраструктуры, характерная для новых проектов, и третий -- качество нефти. «Все склоняются к необходимости отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть, -- сообщил чиновник. -- Мировую конъюнктуру цен должна отслеживать экспортная пошлина, а НДПИ должен обозначать ренту и зависеть от условий и характеристик добычи. Эти позиции обсуждались с точки зрения влияния на себестоимость, а также возможности прозрачного, некоррупционного администрирования». Дифференциация налога по критерию доступности инфраструктуры, говорит он, напрямую затрагивает компании, разрабатывающие месторождения в Восточной Сибири; по критерию качества запасов -- «Татнефть» и «Башнефть», которые добывают дешевую, высокосернистую нефть. При этом, по его словам, «критерий дифференциации по степени выработанности запасов, проводящий границу между новыми и старыми месторождениями, был наиболее спорным».
В то же время представитель Минприроды заявил, что его ведомство «полностью удовлетворено итогами совещания, так как два основных критерия, по которым, видимо, будет дифференцироваться НДПИ, были озвучены именно МПР». Первый -- по степени выработанности месторождений (который в МЭРТ посчитали «спорным») и второй, касающийся новых инвестиционных проектов. Хотя в МПР уверяют, что дискуссия возникла исключительно относительно того, по каким параметрам определять степень истощенности участков недр. Теперь ведомство Юрия Трутнева намерено поручить Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) подготовить методику оценки выработанности месторождения. «После этого все вопросы исчезнут», -- полагает представитель МПР.
Денис РЕБРОВ