|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пробил час расплаты
Южная Корея досрочно свела счеты с МВФ
Вчера власти Южной Кореи сообщили о том, что на два года и восемь месяцев раньше первоначально оговоренного срока завершили выплаты по кредиту МВФ. В декабре 1997 года, когда в Азии бушевал сокрушительный финансовый кризис, Фонд организовал выделение Сеулу экстренного кредита размером 58 млрд долл. для спасения страны от дефолта. Интерес тогда был взаимный -- крах одиннадцатой по величине экономики мира стал бы катастрофой глобального масштаба. На днях директор-распорядитель МВФ Хорст Келер написал президенту Ким Дэ Чжуну, что досрочный возврат кредитов свидетельствует о «быстрой стабилизации экономики и преодолении кризисной ситуации конца 1997 года», равно как и о «финансовой мощи Кореи».
Южная Корея с нескрываемой гордостью вернула МВФ последние 140 млн из полученных от Фонда 19,5 млрд (правда, еще остается долг Азиатскому банку развития и Международному банку реконструкции и развития, но отношения с этими кредиторами традиционно складываются проще). Правительство заявило о полном восстановлении «экономического суверенитета» -- ему более нет нужды советоваться с МВФ по вопросам экономической политики. На праздничной церемонии президент Ким Дэ Чжун заявил: «Отныне мы становимся страной-кредитором, наш международный статус и уровень доверия к нам значительно повысились». Несмотря на националистические интонации вчерашних заявлений, в последние годы Сеул был образцовым партнером МВФ. Придя к власти в феврале 1998 года, Ким Дэ Чжун настойчиво реализовывал стандартный рецепт МВФ -- болезненные реформы плюс жесткая экономия. Четыре года назад скептики говорили, что негоже было выписывать промышленно развитой Корее те же лекарства, что предлагаются безнадежно рухнувшим экономикам третьего мира. Но быстрое выздоровление Кореи показало, что все может быть как раз наоборот -- лекарства МВФ, которые приводят к длительной стагнации и социальным бедам в странах со слабой экономикой, отлично помогают сильным.
Впрочем, ситуация в экономике Южной Кореи вовсе не так однозначна. Хотя золотовалютные резервы страны выросли почти до 100 млрд долл., а внешний долг сократился, замедлились и темпы роста. Послекризисная девальвация национальной валюты помогла наращиванию экспорта, но теперь США покупают все меньше корейской продукции, что делает промышленность уязвимой. Надежд на улучшение ситуации на мировых рынках мало, и Сеулу приходится делать ставку на стимулирование потребления внутри страны.
Условия для этого есть. В последние месяцы в Южной Корее отмечался заметный рост оптовых и розничных продаж на внутреннем рынке, в два раза выросло число покупок по кредитным картам. Корейцы стали тратить больше денег на еду в ресторанах, выпивку, сигареты и развлечения -- видно, что люди устали от лишений последних лет и жаждут насладиться жизнью. Хотя для долгосрочного стимулирования спроса нужны экономические меры (сокращение налогов и банковской ставки), психологический эффект от «прощания с МВФ» может оказаться не менее существенным. Напомним, что на уровне обыденного сознания МВФ ассоциируется с житейскими трудностями 1997--1998 годов, когда по стране покатились массовые увольнения и сокращения зарплат. Узнав, что Корея уже не должник Запада, а МВФ более не выступает в роли ее «теневого правительства», простой кореец с большей охотой потратит свои кровные на то, чтобы отпраздновать окончание азиатского кризиса 1997 года.
Россия тоже платит
По итогам 1998 года, в котором Россия получила стабилизационный пакет помощи МВФ, долг перед Фондом составил 19,3 млрд долл. (здесь и далее данные МВФ). При этом выплаты долгов, в том числе и в докризисный период, составили в 1998 году около 1,6 млрд долл. В 1999 году, получив последний на сегодняшний день кредитный транш Фонда в размере 0,6 млрд долл., Россия погасила долгов на сумму около 4,9 млрд долл. В 2000 году выплаты составили более 3,6 млрд долл. В нынешнем году из планируемой суммы выплат около 2,1 млрд долл. Россия уже перечислила МВФ около 0,85 млрд долл. Если Россия воздержится от новых заимствований у Фонда и не будет погашать долг досрочно, то по текущему графику платежей к концу 2008 года наша страна будет свободна от обязательств перед МВФ.
Александр ТИМОФЕЕВ