|
|
N°168, 13 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осенне-весенний ассортимент
Новый сезон Российского национального оркестра
Несколько месяцев назад РНО объявил об очередной сенсации в сфере менеджмента, каковые стали уже традиционным аккомпанементом музыкальной деятельности едва ли не лучшего оркестра Москвы. Говорилось об отходе Плетнева от руководства и приглашении на роль музыкального главы оркестра одного из самых успешных в Европе молодых дирижеров Владимира Юровского (он уже возглавляет престижный оперный фестиваль в английском Глайндбурне и работает с крупными оркестрами).
Однако не так давно со значительно меньшим шумом появилась новая информация -- основатель РНО Михаил Плетнев все-таки остается на должности главного дирижера и художественного руководителя. Юровский появляется в оркестре на правах главного приглашенного дирижера. «Предшествующие решения теряют силу», -- говорилось в пресс-релизе. Директор оркестра Сергей Марков, кажется, всем доволен: удалось сохранить Плетнева («лидерство за основателем») и не потерять Юровского («его художественное видение и артистическая харизма вряд ли имеют себе равных»). По контракту Плетнев занимается оркестром 12--15 недель в году, Юровский -- восемь недель. И тот и другой работают с оркестром в России и за рубежом, делают записи, а в марте 2006 года у них совместное турне по Соединенным Штатам. В силе остается и положение о дирижерской коллегии РНО, в которую входят еще Александр Ведерников, Кристин Ганш, Пааво Берглунд и Кент Нагано в качестве самой красивой виньетки на оркестровой визитной карточке.
Оптимистические ожидания, связанные с тем, что модель управления оркестром утряслась по крайней мере на какое-то время, сопровождаются и другими хорошими новостями: музыканты РНО все лето успешно гастролировали и получали премии, в том числе сам Плетнев. А также превосходные молодые инструменталисты Александр Акимов (альт), Виталий Назаров (гобой) и Алексей Серов (валторна), получившие в Германии премию европейского культурного фонда «Про-арте», и духовой квинтет РНО, который стал победителем конкурса камерных ансамблей в Осаке.
Эти же ожидания подтверждаются звучанием РНО, продемонстрированным на концертах, открывших сезон РНО в «Оркестрионе» (что в Новых Черемушках) и БЗК. Это звучание очень красиво сбалансировано, точно и лишено даже малейших признаков усталости или тем более вульгарности. Ему скорее недостает сочности, но краски, которыми работает Плетнев, в том числе дирижируя Пятой симфонией Чайковского или «Картинками с выставки» Мусоргского, замешаны в основном на холодных и сложных оттенках. Чтобы осуществлять поразительные музыкально-архитектурные плетневские решения, оркестр должен ценить прозрачность больше жирнописи и борзописи, и тогда, как в главной теме, элегантно сыгранной духовыми, или шикарном финале Пятой симфонии, выражение азарта и удовольствия будет прочитано немеющей публикой на лицах оркестрантов.
В новом сезоне у РНО столь же насыщенные, сколь и лаконично-стройные планы. Оркестр совместно с филармонией предлагает осенний и весенний абонементы в БЗК и КЗЧ соответственно. В рамках первого три концерта -- два с Плетневым и один с Юровским. Изюминки программ -- невероятно модный солист скрипач Николай Цнайдер и русская премьера музыки актуального английского композитора Тернеджа. Весна по версии РНО начинается 19 января первым концертом второго абонемента, в котором фирменным плетневским Сибелиусом продирижирует Кристиан Ярви. За дирижерский пульт оркестра встанут еще Яков Крейцберг и снова Плетнев и Юровский. К тому же несколько концертов запланировано вне абонементных рамок. И один из самых любопытных пунктов сезона РНО -- это снова серия концертов «Музыкальные среды в «Оркестрионе». Каждую среду в бывшем кинотеатре, переделанном в превосходный зал на 480 мест, и оркестр целиком, и его ансамблисты (внутри РНО работает несколько отличных камерных ансамблей), и приглашенные музыканты играют программы, которые больше нигде не услышишь. По крайней мере услышать экстрапопулярного Дениса Мацуева с РНО на больших площадках случая ближайшее время не представится, и в «Оркестрионе» они собрали полный зал. К тому же в расписании «Сред» наверняка появятся и более изысканные блюда.
Юлия БЕДЕРОВА