|
|
N°152, 23 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без денег нет согласия
Сербское правительство опять на грани распада
В Югославии, которая несколько отошла на второй план из-за событий в соседней Македонии, новый кризис -- правящая коалиция «Демократическая оппозиция Сербии» (ДОС), отстранившая в октябре прошлого года от власти Слободана Милошевича, оказалась под угрозой распада. О намерении покинуть правительство и поставить перед парламентом вопрос о вотуме доверия кабинету заявила Демократическая партия Сербии (ДПС), возглавляемая президентом СРЮ Воиславом Коштуницей.
Формальной причиной нынешнего кризиса стало убийство в начале августа полковника госбезопасности Момира Гавриловича. Застрелили его сразу после того, как он обратился к советникам Коштуницы и предоставил им документы, якобы доказывающие нечистоплотность сербских властей. Соратники Коштуницы фактически возложили ответственность за смерть Гавриловича на партию сербского премьера Зорана Джинджича, обвинив сербское руководство в коррупции и связях с мафией. Джинджич это категорически отвергает и в свою очередь утверждает, что своим демаршем Коштуница ставит под угрозу единство Югославии и получение от Запада экономической помощи на восстановление экономики.
Напомним, что отношения Коштуницы и Джинджича окончательно испортились в июне, когда сербское правительство в обход союзного выдало Гаагскому трибуналу экс-президента СРЮ Слободана Милошевича. Акция, инициированная сербским премьером, официально была проведена без санкции президента Коштуницы и входящей в союзную коалицию Социалистической народной партии Черногории. Принадлежащий к ней премьер-министр СРЮ Зоран Жижич в знак протеста подал тогда в отставку. Зоран Джинджич был убежден, что неоднозначная реакция в стране на выдачу Милошевича будет с лихвой компенсирована деньгами, которые западные «доноры» обещали на восстановление разрушенной экономики Югославии. Западные миллионы, однако, не спешат. Джинджич в интервью немецким СМИ уже не раз выражал недоумение по поводу того, что обещанные средства не поступают. При этом эксперты предполагают, что из выделенных Югославии 1,25 млрд долл. реально в страну в лучшем случае поступит 800 млн. Остальные уйдут на покрытие задолженности Всемирному банку, Евросоюзу и обслуживание 12,2 млрд внешнего долга СРЮ.
В настоящее время Белград пытается выработать механизм погашения долгов Лондонскому и Парижскому клубам. Выступая по государственному телевидению, Зоран Джинджич с грустью заметил: «Какими могут быть шансы правительства на переговорах с Парижским клубом, рассматривающим вопрос о реструктуризации долга, если его обвиняют в связях с оргпреступностью...»
Екатерина ЛАБЕЦКАЯ