|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обошли фаворита
Решение жюри 62-го Венецианского фестиваля разочаровало всех
Джордж Клуни подъехал ко Дворцу Венецианского фестиваля за полчаса до начала церемонии закрытия. Элегантный красавец, он вышел из своей машины метров за сто до положенного места и пожал руки практически всем, кто пришел его поприветствовать. Но он рано радовался. Минут за десять до него по дорожке тихо, один, без актеров, прошел Энг Ли, который и стал обладателем «Золотого льва» 62-го Венецианского фестиваля.
Фильм Клуни «Спокойной ночи и удачи» лидировал в рейтингах критики с первого до последнего дня, но жюри под председательством оскароносца Данте Феретти рассудило по-своему. «Золотого льва» получил фильм «Горбатая гора», рассказывающий сложную историю отношений двух ковбоев-гомосексуалистов. Джордж Клуни увез из Венеции лишь приз за сценарий, кроме того, Кубок Вольпи (так называется приз лучшему актеру) получил исполнитель главной роли в его фильме Дэвид Стретхерн. Видимо, большое жюри решило, что любовь в современном мире все же важнее, чем политика.
Объявление победителя в зале пресс-конференций восприняли в гробовой тишине. Не больше энтузиазма вызвал и остальной премиальный расклад. Приз за женскую роль получила итальянка Джованна Мезоджорно за фильм Кристины Коменчини «Зверь в сердце», а через несколько минут великой без преувеличения актрисе Изабель Юппер подарили отдельного «Льва» -- «Специале». Фильм «Габриэль» Патриса Шеро, в котором она сыграла главную роль, заслуживал намного большего, чем эта странная награда.
Спецприз жюри достался Абелю Ферраре за фильм «Мария» -- историю актрисы, сыгравшей Марию Магдалину в скандальной картине про семейную жизнь Иисуса Христа.
Приз за режиссуру получил французский шестидесятник Луи Гаррель за фильм «Простые любовники» со своим сыном Луи в главной роли. Фильм рассказывает историю молодых людей во времена студенческой революции 1968-го в Париже и полемизирует с фильмом Бертоллуччи «Мечтатели» с тем же Луи Гаррелем-младшим в главной роли.
Получивший главный приз фестиваля фильм живущего в Америке тайваньца Энга Ли «Горбатая гора» -- это ладно сделанная (хотя и очень длинная -- два с половиной часа) картина, не более того. В ней нет ничего новаторского ни в том, что рассказано, ни в том, как это рассказано. Два безработных парня устроились работать пастухами и ушли в горы. Там от нечего делать вступили в интимную связь. Поначалу оба испугались, но позже поняли, что им не жить друг без друга. Но и друг с другом им тоже не жить, поскольку общество однополой любви не одобряет. Разбежались, завели жен и детей, но время не вылечило, и они снова встретились. И чувство захлестнуло. И не могли они ему противостоять. А потому испортили жизнь своим женам, своим детям, а больше всех -- самим себе. И никто из них так и не знал счастья до тех самых пор, пока смерть не разлучила их.
Жюри, принявшее странное решение, даже не обвинишь в чрезмерной политкорректности. Не в ней дело. Общество давно уже благосклонно к гомосексуалистам, порой даже слишком. Этот фильм предлагает любить и понимать вовсе не однополую любовь, а человека слабого, беспомощного, не способного противостоять обстоятельствам, оправдывающегося тем, что обстоятельства сильнее. Герои «Горбатой горы» вызывают раздражение своей беспомощностью, неспособностью к поступку. Энг Ли рассказывал: «Я попытался сделать историю о любви двух мужчин, это было изначально заложено в сценарии, но я всегда думал о том, как отреагируют на это женщины». А как женщины могут отреагировать на это? Да еще когда эта довольно нудная история отодвигает в фестивальном раскладе на второй план Джорджа Клуни, герой фильма которого (не говоря уже о нем самом) принципиальный и благородный человек (не надо забывать, что герой фильма Клуни -- совершенно реальное лицо, а история мужественного журналиста, сумевшего противостоять президентской администрации, документальна), к тому же и сам фильм -- настоящая и бесспорная удача?
Многие русские журналисты пророчили приз Алексею Герману, тем более что его фильму «Гарпастум» был оказан действительно горячий прием. 12-минутная овация публики настроила на победу. Казалось, что и художник Данте Ферретти не останется равнодушным к изобретательному изображению в картине самого молодого режиссера венецианского конкурса. К тому же обнадеживало то, что итальянцы в принципе неравнодушны к теме футбола. Однако Германа вежливо поблагодарили за участие, он почувствовал, что не победил, и не пришел на закрытие.
Но российское кино не осталось вовсе без наград -- в секции «Горизонты» приз за лучший документальный фильм получил Алексей Федорченко, снявший псевдодокументальную мистификацию «Первые на Луне». В этом фильме, стилизованном под кинохронику 30-х годов, рассказана совершенно невероятная история про то, как в обстановке строжайшей секретности советские конструкторы готовили полет на Луну: проект провалился, его участники были уничтожены, но потом выяснилось, что советский космонавт все-таки до Луны долетел. То, что жюри всерьез приняло игровую картину за документальную, вызывает смешанные чувства, но победа Федорченко все равно приятна. Выйдя на сцену, Алексей поблагодарил фестиваль и произнес: «Вива, Мостра! Вива, Венеция! Вива, Руссия!!» В зале засмеялись -- единственный раз за всю церемонию.
Но как бы ни относиться к решению жюри, 62-й Венецианский фестиваль был очень сильным. Когда президент фестиваля Марко Мюллер в самом начале говорил: «Мы заскрипим под мощью имен», -- он был прав. Хотя на этом фестивале было меньше фильмов, чем обычно (в прошлом году фильмов было 70 с лишним, а в этом -- всего около 50).
Елена СЛАТИНА, Венеция