|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пешки и короли
В Нальчике начался суд над участниками налета на управление наркоконтроля
В Верховном суде Кабардино-Балкарии сегодня должен продолжиться процесс по делу о нападении на управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) КБР, совершенном бандитами в Нальчике в ночь на 15 декабря прошлого года. Тогда преступники убили четырех сотрудников дежурной смены, вынесли с оружейного склада УФСКН более 250 автоматов и пистолетов и подожгли здание Госнаркоконтроля. Следствие по делу продолжалось полгода, и теперь перед присяжными предстали пятеро жителей Нальчика: трое безработных -- Асланука Умыхов, Аслан Нагоев и Аслан Балкаров, которые обвиняются в бандитизме, хищении оружия в составе организованной группы, подделке госномеров, а также двое бывших наркополицейских -- Залимхан Эдгулов и Рафаэль Мирзоев, по версии следствия, помогавшие бандитам. Умыхов обвиняется еще и в попытке свержения госвласти. Между тем и гособвинение, и адвокаты обвиняемых признают, что на скамье подсудимых пока находятся только второстепенные участники нападения, организаторы же и собственно человек, который расстрелял дежурных, до сих пор на свободе.
Первые успехи в расследовании скандального дела о нападении на УФСКН были сделаны в апреле этого года, когда сотрудники УФСБ Ингушетии в рамках расследования своего дела (о нападении боевиков в ночь на 22 июня 2004 года на Назрань) ликвидировали очередной тайник сепаратистов, в котором оказалось и несколько пистолетов и автоматов из Нальчика. На территории Ингушетии были задержаны двое мужчин -- ингуш и кабардинец. У последнего дома при обыске нашли документы, похищенные из Госнаркоконтроля, после чего он выдал всех участников налета. По данным следствия, всего в нападении участвовали девять человек. Руководили ими объявленные сейчас в розыск житель Нальчика Анзор Аскемиров (один из лидеров боевого джамаата «Ярмук») и житель Ингушетии Ильяс Горчханов (ближайший соратник Басаева). По данным спецслужб, Горчханов достал необходимые обмундирование и документы (на бандитах была милицейская форма, у Горчханова -- удостоверение сотрудника дознания РОВД), а оружие боевики вывезли на машинах с поддельными милицейскими номерами. Аскемиров же осуществлял идеологический подбор и подготовку людей, завербовав при этом Аслануку Умыхова. Согласно обвинительному заключению, Умыхов вступил в ноябре 2004 года в джамаат «Талибан», который поставил перед своими членами цель изменить конституционный строй и установить на Северном Кавказе исламский халифат. Позже Умыхов встретился с работавшим тогда оперативным сотрудником УФСКН по КБР Залимханом Эдгуловым, от которого получил сведения о системе охраны и расположении помещений в здании управления. Эдгулов предложил привлечь к делу бывшего работника дежурной части УФСКН Рафаэля Мирзоева. «Мирзоев подробно сообщил о комнатах с оружием, хозяйственном дворе, о том, что система сигнализации не связана с пультом охраны МВД. Он же составил схему дежурной части», -- заявил гособвинитель Ашамаз Кумышев.
По данным предварительного следствия, Аслан Балкаров и Аслан Нагоев в ночь нападения также не были в здании Госнаркоконтроля, а лишь охраняли пути отступления, чтобы предупредить сообщников, орудовавших в УФСКН, в случае появлении милиции. Затем они помогли Горчханову вывезти и спрятать похищенное оружие. По версии следствия, непосредственно в налете на УФСКН участвовали лишь четверо бандитов, а расстреливал полицейских лично Горчханов.
Выступившие сразу после гособвинителя адвокаты подсудимых заявили, что их подзащитные признают свою вину лишь частично, в частности, все они сердечно раскаиваются в том, что помогали бандитам перевозить и хранить оружие. Обвинения в бандитизме, подделке номерных знаков на машины и тем более в намерении свергнуть госстрой подсудимые категорически отрицают.
Татьяна ГРИЦЕНКО