Время новостей
     N°167, 12 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.09.2005
Вкус -- это голос самолюбия
Лучшие выставки минувшего уикенда
Лето миновало. Сезон начался. Как будто и не прекращался. Вернисажей -- в день с десяток. Чтобы читатель не растерялся, возьмем на себя функцию навигатора по выставкам столицы. Девизом могли бы стать слова просветителя Батте «Вкус -- это голос самолюбия», которые украсили его трактат «Изящные искусства, сведенные к единому принципу».

1. «Век Брейгеля». Исторический музей

До 18 сентября в Москве гостят картины старых фламандских мастеров. Выставка представляет 14 полотен сына великого Питера Брейгеля Старшего, который оказался полным тезкой своего отца, только с эпитетом Младший, а также 15 картин фламандской живописи второй половины XVI -- начала XVII века. Эти произведения на эксклюзивной основе представлены французской галереей De Jonckheere (участником открывающегося в скором времени в Манеже амбициозного Московского салона изящных искусств), а спонсором выставки выступил Газпромбанк.

По отношению к работам многочисленных наследников первого великого Брейгеля Старшего наиболее уместно припомнить пушкинское «фламандской школы пестрый сор». Бисерную мелочь их живописи можно перебирать так же, как безделки из драгоценного ларчика. И сюжеты-то они любили соответствующие. Шутовские крестьянские свадьбы с сотней карликовых персонажей, зимние пейзажи с микроскопическими птичками и выписанными веточками не толще волоса, интерьеры кунсткамер, гирлянды потрясающе причудливых растений, фауна различных континентов Земли, экзотические натюрморты с кораллами, бусами и раковинами. Вся эта дребезжащая мелочь -- прекрасный повод щегольнуть своими способностями ювелира. В отличие от отца-основателя династии с большим форматом наследнички отчаянно не справляются. Тем интереснее наблюдать причудливые пространственные искривления в их картинах, когда полотно уподобляется секретеру со многими выдвижными ящичками (пространственными ячейками), существующими автономно. Так древние иконописцы помещали разные события в обрамляющие центральный сюжет или героя клейма.

2. Юрий Аввакумов. La Scala. Крокин-галерея

Великолепная программа знаменитого мастера, работающего в жанре концептуального проектирования, посвящена лестнице. Лестница интерпретируется в качестве универсального языкового и пространственного модуля. На нотных листах с зеброй строчек Аввакумов с помощью канцелярских чернильных штампиков в форме лестницы отпечатал причудливые пространственные объекты. Рядом с каждым листом повесил фотографию с реальной лестницей, рифмующуюся с пластикой пространства, созданной средствами графики. Вспоминаются любимые Юрием Аввакумовым русские авангардисты. К их эстетике отсылают созданные с помощью штампика на разлинованной бумаге (как первые книги футуристов) пространственные конструкции. В итоге, на мой взгляд, вся сюита вышла гимном ритму, прихотливо и своевольно объединяющему различные искусства.

Фото: см. ссылку в приложении

3. «Artполе». Айдан-галерея при содействии администрации президента РФ. Рублево-Успенское шоссе. Горки-10

Заботящаяся о будущем российского искусства профессор Суриковского института Айдан Таировна Салахова захотела возродить монументальный жанр. Молодые художники обязаны мыслить пространственно, не бояться больших форм, укрощающих природный ландшафт. В ясный погожий субботний денек на гигантском поле рядом с конезаводом Айдан устроила смотр молодой ландшафтной скульптуры. Организовано все было чудесно. Гостей много. Настроение феерическое. Работы в большинстве своем обаятельные, однако справиться с монументальным жанром удалось не всем. Многое поле слопало. Среди самых удачных проектов -- гигантские буквы «Счастье не за горами!» Бориса Матросова, космический корабль Ростана Тавасиева с плюшевым зайцем-пилотом внутри, музыкальный колодец Алексея Упмана, Кирилла Мцояна. Для нового фестиваля задача-минимум -- сделать так, чтобы главными объектами на поле перестали быть надувные шары с логотипами спонсоров.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки