|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елена Исинбаева: Одни корячатся, а я летаю
Второй раз подряд Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) называет российскую прыгунью с шестом Елену Исинбаеву лучшей спортсменкой года. В минувшем сезоне олимпийская чемпионка Афин неоднократно улучшала свои же мировые рекорды, покорила фантастическую пятиметровую высоту и за год подняла планку высшего достижения с 4 м 92 см до заоблачных 5 м 1 см. В Хельсинки Елена добавила в свою коллекцию золотую награду чемпионата мира. С главным лауреатом мирового легкоатлетического сезона Еленой ИСИНБАЕВОЙ побеседовала корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Последнее время вы не раз заявляли, что в прыжковом секторе боретесь сами с собой. Однако присутствие соперниц на соревнованиях вас как-то подстегивает?
-- После того как я взяла высоту 5 м 1 см, соперниц у меня не осталось. Поэтому, выходя в прыжковый сектор, борюсь сама с собой, погодными условиями и планкой. Если реально смотреть на вещи, на данный момент у меня не может выиграть никто. При условии, что сама не оступлюсь. Не могу сказать, что от этого мне стало легче готовиться к турнирам.
-- Вам по-человечески не жалко соперниц, которые наверняка трудятся не меньше вас?
-- Вы что? Это спорт. Жалость унижает. Никого не жалею. Наоборот, желаю соперницам немного подняться.
-- А что такого есть в Исинбаевой, чего недостает им?
-- Думаю, талант. Никто не может поспорить, что у меня склонность именно к этому виду спорта. Не думаю, что кто-то из спортсменок тренируется меньше, чем я. Просто, повторюсь, у них нет того, что все называют талантом от бога.
-- Может, попытаетесь расшифровать слово «талант»?
-- Склонность, предрасположенность именно к этому виду спорта. Силу можно натренировать, бег и технику тоже. Но один человек может летать через планку, а другой корячится. Я не могу это до конца объяснить, но я чувствую, что прыжки с шестом -- это мое, что я попала на свое место. Пусть даже по случайному стечению обстоятельств. Хотя ничего случайного в этой жизни, наверное, не бывает.
-- Вы ведь начинали со спортивной гимнастики?
-- Прозанималась ею 11 лет. Высокой была для этого вида спорта -- 1 м 74 см, да и появился страх перед исполнением сложных трюков. Тогда мой наставник и передал меня тренеру по прыжкам с шестом Евгению Трофимову, сказав, что, если не пойдет, смогу вернуться.
Но по большому счету мои спортивные наклонности были заложены или, точнее, запрограммированы задолго до моего появления на свет. Мама, которая сама не занималась спортом, кроме того что каталась на лыжах, дала сама себе обет: даст бог детей, отдам в спорт. Так мы с сестрой и оказались в секции спортивной гимнастики. Мама строго следила, чтобы мы не пропускали тренировки. В буквальном смысле выгоняла нас из дома и в дождь, и в снег, когда не хотелось вставать рано утром. Папа не противился ее диктату. В армии он сам увлекался спортивной борьбой. А после работал в нашем ЖЭКе слесарем-сантехником. Мама долгое время трудилась в котельной. Так что семья у меня самая обыкновенная -- простые люди.
-- Что в их жизни изменилось с вашими победами?
-- Все и ничего. Все, если говорить о финансовой стороне вопроса. Ничего, потому что они остались такими же непосредственными и открытыми людьми. Публичность в каком-то смысле их даже тяготит немного. Не привыкли они к такому вниманию к себе.
-- К каждому новому рекорду вы прибавляете по сантиметру, а можно замахнуться на большее -- два, три, пять?
-- Можно, но не нужно, поскольку в следующий раз психологически будет очень тяжело брать новую высоту. И неизвестно, что вообще произойдет после этого. Если сразу замахнуться на весь свой потенциал, то потом наступит такое опустошение, после которого понадобится очень много сил, чтобы собраться. Мне пока не хочется заканчивать карьеру в спорте. Хочется побыть на слуху, чтобы радовать победами и зрителей, и родителей.
-- Шест для вас лишь средство для достижения цели или нечто более одушевленное?
-- Скорее последнее. Шест мой друг, и с ним плохо обращаться нельзя.
-- Приоткройте немного вашу спортивную кухню: перед началом сезона вы с тренером планируете, на каких соревнованиях будете штурмовать новый мировой рекорд?
-- С недавних пор у нас установка на каждом турнире настраиваться на рекорд. Планировать заранее что-либо невозможно, даже зная, к примеру, что на стадионе в Хельсинки неблагоприятная роза ветров, а в Лондоне в этом смысле условия лучше. Но погоду заранее не предскажешь, да и гарантий, что именно в тот день я буду чувствовать себя прекрасно, никто не даст. Многое зависит от меня самой. Трудно объяснить, но, встав утром в день соревнований, я чувствую, что у меня сегодня получится.
-- Одно время ходили разговоры, что Роман Абрамович может взять вас под свое крыло, даже называлась нефтяная компания, которая готова заключить с вами спонсорский контракт.
-- Эти слухи доходили и до меня. После чего я в шутку стала называть себя Королевой Бензоколонки. Однако на данный момент я не могу ни опровергнуть, ни подтвердить эту информацию. Моим продвижением занимается компания «Подиум», но и ее руководству не известно ничего. Но если разговоры ведутся, значит, работа идет -- дыма без огня не бывает.
-- Старт в Монако стал последним для вас в этом сезоне?
-- Нет, планирую участвовать еще в двух азиатских турнирах -- в Шанхае и Йокогаме. После чего поеду на три недели к морю. Постараюсь отдохнуть ото всего. Хотя отвлечься от мыслей, связанных со спортом, наверное, не получится.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА