|
|
N°151, 22 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Михаил Ульянов: Зрителю должно быть интересно
21 августа открыл юбилейный, восьмидесятый, сезон Театр имени Евгения Вахтангова, как всегда, спектаклем «Принцесса Турандот».
На традиционный сбор труппы, проходивший в обновленном помещении парадного фойе театра, была приглашена заместитель министра культуры Наталия Дементьева, поздравившая вахтанговцев с началом театрального сезона и назвавшая театр одним из лучших московских коллективов. Загорелые и отдохнувшие артисты радостно позировали перед камерами.
Художественный руководитель театра Михаил Ульянов поведал о ближайших планах театра, сообщив, что «одно из самых приятнейших известий -- возвращение в родной коллектив замечательного художника Иосифа Георгиевича Сумбаташвили». Не менее существенно для коллектива и назначение нового директора. В современном театре профессиональный директор становится фигурой почти раритетной. Вахтанговским директором стал тридцативосьмилетний Сергей Сосновский, который много лет работал заместителем директора в Ленкоме и прошел там хорошую школу. Ульянов убежден, что «хороший, умный директор в жизни современного театра играет одну из решающих ролей; с ним приходит новое движение, новый ритм». «Нам повезло, -- сказал Михаил Ульянов, -- что к руководству вахтанговским театром пришел серьезный, профессиональный человек».
Труппе были представлены и новые артисты, выпускники Щукинского училища Сергей Епишев (лауреат первой премии фестиваля Иосифа Бродского) и Юрий Чурсин. Михаил УЛЬЯНОВ по окончании официальной церемонии ответил на вопросы нашего корреспондента Елены ФЕДОРЕНКО.
-- Какие премьеры намечены на юбилейный сезон?
-- В прошлом сезоне театр выпустил только два спектакля, хотя обычно вахтанговцы представляли три-четыре новые постановки. Считаю, что прошлогодние премьеры -- «Дядюшкин сон» и «Сирано де Бержерак», вызвавшие споры и противоречивые отзывы, -- наши удачи. Во всяком случае, до сих пор на них невозможно достать билеты. И эти аншлаги нас радуют.
Мне часто задают вопрос: «Какая линия у театра? Куда мы идем?» Я считаю, что линия театра одна. Это -- жизнь. И мы должны воплотить ее на сцене так, чтобы зрителям было интересно. Первый спектакль юбилейного сезона, премьера которого намечена на октябрь-ноябрь, ставит Сергей Яшин по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Ночь игуаны». Пьеса подверглась сильным сокращениям, стала более мобильной. В спектакле заняты Евгений Князев, Марина Есипенко, Нонна Гришаева и ваш покорный слуга.
Режиссер Владимир Иванов приступает к репетициям первоклассной пьесы «Царская охота» Леонида Зорина -- одного из самых репертуарных драматургов советского театра. Определен женский исполнительский состав: Мария Аронова, Анна Дубровская. Кто будет играть роль Алексея, станет известно в ближайшее время. Талантливый режиссер Римас Туминас обещает поставить к концу сезона спектакль «Дачники».
-- В кулуарах обсуждается вопрос о том, что вы откроете двери одному из самых радикальных современных режиссеров Андрею Жолдаку, чью экспериментальную «Чайку» мы в начале лета видели на недостроенных подмостках Государственного театра Наций...
-- Действительно, мы получили такое предложение. Речь идет о постановке «Гамлета», одной из самых загадочных и популярных пьес мировой драматургии. Нам, как говорится, «и хочется, и колется, и мама не велит». Мнения разделились. Об этом предложении мы будем думать. Этот проект еще не в плане, а в процессе обсуждения.
У театра существует договоренность с молодым режиссером Василием Сениным, учеником Петра Фоменко, о постановке «Фро» по Платонову.
Григорий Дитятковский -- один из ведущих петербургских режиссеров -- дал согласие на постановку «Короля-Оленя» Гоцци, пьесы озорной, дерзкой, разухабистой. Вахтанговцам близка и любима эта традиция. Думаем о музыкальном спектакле.
А на Малой сцене Алексей Кузнецов будет осваивать чрезвычайно сложный материал -- «Апокалипсис». Исполнителем этого моноспектакля станет Василий Лановой.
-- Восьмидесятилетие -- юбилей значительный. Как театр его отметит?
-- Это мы сейчас и обдумываем. Во-первых, поменяем фотографии в фойе, украсим и подремонтируем свой дом. Во-вторых, выпустим книгу-альбом. Задумали красивое издание, в которое войдут портреты всех без исключения артистов, чьи биографии складывались на вахтанговской сцене. Только фотографии и фамилии. Никаких биографий. На мой взгляд, лица -- это и есть биография театра. Каковы лица, таков и характер театра. В них -- такая глубина и такая откровенность. Вспомните хотя бы портреты «орлов» времен Екатерины.
Решили выпустить конфеты «Принцесса Турандот». А вот никакого спектакля в день торжества скорее всего не будет. Будет какое-то зрелище. Хотим сделать не так, как у всех. Быть может, в фойе организуем веселый рынок. Во всяком случае, постараемся сделать приятное для себя и для близких друзей театра. Юбилейный вечер намечен на 13 ноября.
Беседовала Елена ФЕДОРЕНКО