|
|
N°151, 22 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прочности много не бывает
Составляя бюджет, в правительстве вспомнили об МВФ
Проект бюджета 2002 года преодолел первый барьер -- вчера после пятичасового обсуждения на специальном заседании правительства он был одобрен в целом. После трехдневной доработки в Белом доме законопроект будет официально внесен в Думу. Перед вчерашним заседанием кабинета вице-премьер Алексей Кудрин распространил специальное заявление о проекте бюджета, написанное в нехарактерном для чиновника беллетристическом стиле. Последняя глава этого документа называется «А доволен ли президент?» и звучит так: «Президент В.В. Путин ознакомился с основными положениями бюджета и в целом позитивно отнесся к решению тех вопросов, которые он ставил перед правительством в своем бюджетном послании и которые нашли отражение в проекте бюджета. Но не будем забегать вперед -- сначала общую оценку бюджета должно дать правительство».
Уже после заседания Алексей Кудрин сказал газете «Время новостей», что один из моментов, которые было решено доработать, -- положение бюджета о формировании финансового резерва (так в Белом доме решили называть стабилизационный фонд). Вместо упоминания в первой же статье законопроекта о том, что дополнительные доходы должны стать источником финансирования дефицита бюджета в последующие годы, решено посвятить теме финансового резерва отдельную статью. «Средства финансового резерва будут выделены в бюджете отдельной строкой, размещены на специальном счете в федеральном казначействе и пойдут на замещение дефицита 2002 года и будущих лет», -- сказал газете «Время новостей» г-н Кудрин.
Не исключено, что в ходе доработки несколько изменится и идеология работы с финансовым резервом. Высокопоставленный чиновник аппарата Белого дома заявил газете «Время новостей»: «Использование резерва только на покрытие дефицита -- это очень узкое понимание, правительство должно иметь возможность для финансового маневра. Акценты, которые сегодня расставляет Минфин, -- это неверные акценты».
Впрочем, на вчерашнем заседании каждый расчищал поле для своего финансового маневра. Несмотря на призыв Михаила Касьянова к своим подчиненным отказаться от ведомственного лоббизма, практически каждый министр требовал увеличения расходов по своему ведомству. Например, министр путей сообщения Николай Аксененко ссылался на нехватку средств на закупку пассажирских вагонов и содержание объектов соцсферы, а глава МЧС Сергей Шойгу -- на необходимость финансирования закупок уникальных реактивных самолетов-амфибий Бе-200. И все вместе говорили, что бюджет в его расходной части получился слишком жестким. Михаил Касьянов прервал меркантильные дискуссии заявлением, что бюджет прочный, а «прочности много не бывает».
Своего рода проявлением заботы о прочности стало решение правительства увеличить предполагаемый объем внешних заимствований с 0,5 до 1,5--2 млрд долл. В заявлении г-на Кудрина есть объяснение этому решению. В главе «Если цены на нефть упадут...» говорится: «Если цены на энергоносители опустятся ниже консервативного уровня (для нефти -- это ниже 17 долл за баррель), нам придется воспользоваться инструментами, связанными с выходом на внешний рынок по заимствованиям для поддержки нашего платежного баланса. В первую очередь, это может быть Международный валютный фонд».
Основными приоритетами для государства, которые должен реализовать бюджет 2002 года с доходами 1994,4 млрд рублей и расходами 1868,9 млрд рублей, Михаил Касьянов объявил финансирование судебной реформы, образования, социальной политики, здравоохранения и национальной обороны.
Оценить политическую прочность проекта бюджета можно будет лишь после его утверждения -- тогда станут очевидны результаты титанического труда лоббистов. Но уже первая реакция депутатов дает возможности для увеличения расходных статей. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков, выступая на заседании кабинета, отметил, что проект бюджета «идеологически лучше прошлогоднего», но предупредил правительство, что по причине жесткости законопроект «труднопроходимый». Уже после заседания г-н Жуков заявил, что у проекта «есть один существенный недостаток -- занижение доходов бюджета». «По нашему мнению, правительство занижает доходы по целому ряду показателей, в то же время по некоторым важнейшим расходным статьям -- таким, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, -- денег выделяется недостаточно», -- сказал г-н Жуков. Эти вопросы, по его словам, «могут стать предметом острой дискуссии в Госдуме».
Вера КУЗНЕЦОВА, Андрей ДЕНИСОВ