|
|
N°166, 09 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газированная дружба
«Газпром», E.ON и BASF подписали «договор века»
Владимир Путин вчера по пути в Грецию (по некоторым данным, там он планирует совершить паломничество на Афон) остановился в Берлине. Блиц-визит начался со встречи с Герхардом Шредером в ведомстве федерального канцлера. Как принято говорить в таких случаях, обсуждались текущие вопросы двусторонних и международных отношений. На вчерашний день, очевидно, главной темой для гг. Путина и Шредера были события на Украине. Позже, отвечая на вопросы журналистов, президент Путин сообщил, что поговорил по телефону с украинским президентом Виктором Ющенко. На что канцлер шутливо заметил: «Говорил по телефону из моего бюро». Затем лидеры отправились к главной цели.
А главной целью вчерашней встречи Путина и Шредера была церемония подписания российско-германского договора о «проекте века» -- совместном строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ), который после 2010 года напрямую без стран-транзитников направит потоки российского природного газа из Сибири в Германию, а затем и другие страны Европы. Строить газопровод будет совместное российско-германское предприятие North European Gas Pipeline Company, в капитале которого 51% будет принадлежать «Газпрому» и по 24,5% -- немецким компаниям E.ON и BASF. Они и попросили Владимира Путина и Герхарда Шредера прибыть в берлинский отель «Интерконтиненталь». Канцлер Шредер уже после того, как документ был подписан, заметил, что не мог отказаться от присутствия на столь важном мероприятии -- в безусловной поддержке подобных важных начинаний он видит свою главную работу политика.
В зале «Потсдам 3» отеля «Интерконтиненталь», где проходило подписание договора по строительству СЕГ, собралась деловая элита Германии. «Сегодня большой, знаковый день для экономической кооперации двух наших стран, -- сказал «Времени новостей» председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд. -- С каждым годом между Россией и Германией все больше укрепляется стратегия партнерства, которая не только усиливает взаимодействие в области поставок энергоносителей, но и выводит его за эти рамки. Договор по СЕГ, как мне представляется, позволит наполнить реальным качеством взаимовыгодную германо-российскую кооперацию на многие десятилетия вперед». Среди представителей германской стороны присутствовал и глава правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн, первый и пока единственный иностранный топ-менеджер, входящий в совет директоров российского «Газпрома». Три с лишним десятка лет назад он был одним из первопроходцев поставок природного газа из СССР в Западную Германию и другие европейские страны. Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», г-н Бергманн сказал: «Сегодня для нас снова значительное событие -- согласно подписываемому договору Германию и Россию свяжет еще один прямой магистральный газопровод, с помощью которого Германия и другие страны Европы смогут получать дополнительные объемы природного газа из России. На мой взгляд, это наилучшим образом подтверждает успех взаимовыгодного делового партнерства между крупнейшими энергетическими компаниями Германии и России -- E.ON, E.ON Ruhrgas и «Газпромом». С оптимизмом смотрит в будущее этой кооперации и председатель правления концерна E.ON Вульф Бернотат, который в беседе с корреспондентом «Времени новостей» подчеркнул важность нового газопровода для обеспечения энергетической безопасности не только Германии, но и целого ряда стран Западной Европы: «Подписание сегодняшнего договора является логическим этапом в развитии отношений с нашими российскими партнерами. Сотрудничество между E.ON и «Газпромом» будет и в будущем сохранять характер стратегического взаимодействия».
Высшие политики также сочли необходимым своими добрыми напутствиями дать стартовый импульс «проекту века». Герхард Шредер отметил, что между Германией и Россией сложился уникальный тип межгосударственных отношений на самых разных уровнях. Он поблагодарил российского президента за то, что он принял решение впервые в истории пригласить германского канцлера в качестве официального гостя в Москву на торжества по случаю празднования 60-летия Победы. Но не упустил и социальный -- то есть предвыборный -- аспект проекта газопровода: «Мы являемся свидетелями буквально головокружительного экономического взлета в России. Это также становится залогом прочности нашего сотрудничества. Кстати, сотрудничество с Россией в немалой степени способствует созданию новых рабочих мест в Германии. Как известно, сегодня это для нас принципиальный вопрос».
В ответном слове Владимир Путин поддержал мысль канцлера о том, что проект СЕГ не направлен против каких либо третьих стран.
«Хочу подчеркнуть, что мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел в Европе. Мы с огромным уважением относимся к экономическим интересам и к геополитическому положению стран -- транзитеров российского газа. Полагаем, что они должны играть достойную геополитическую роль в Европе. Но мы оставляем за собой право защищать наши интересы», -- заявил российский президент. По его словам, строя новые трубопроводы, Россия «хочет избежать политических, экологических и других рисков и в конечном итоге снизить цену энергоносителей, которые покупает Запад». «Чем меньше транзитных стран, через которые мы поставляем газ, тем ниже цена на российских газ», -- констатировал г-н Путин. Здесь российский президент немного лукавил: оптовые цены на газ в Европе зависят только от стоимости корзины нефтепродуктов на мировом рынке (с временным лагом шесть-девять месяцев). А снижение стоимости транспортировки, что само по себе в случае с дорогостоящей морской трубой довольно сомнительно, увеличит только чистую прибыль продавца газа -- в данном случае «Газпрома».
Сегодня в прессе Германии почти каждому значимому мероприятию с участием канцлера Шредера неизменно привешивается ярлык «прощального тура». Канцлер и сам не скрывает, что «потенциально», как он выразился, российскому президенту придется иметь дело с иными немецкими политиками. Впрочем, заметил г-н Шредер, сотрудничество двух стран сегодня достигло такого уровня, что вряд ли теперь уже зависит от воли отдельных политиков. «Danke fuer die Freundschaft (спасибо за дружбу)», -- произнес канцлер, обращаясь к гостю.
Перед отлетом в Афины Владимир Путин направился в российское посольство на Унтер-ден-Линден. Здесь у него при закрытых дверях состоялась встреча с Ангелой Меркель, кандидатом на пост федерального канцлера от оппозиционного блока ХДС/ХСС. Свидание московского гостя с главой немецких консерваторов прошло при закрытых дверях. Однако, как стало известно, фрау Меркель похвалила идею сооружения СЕГ и пообещала Владимиру Путину сохранить германо-российскую дружбу.
Юрий ШПАКОВ, Берлин