|
|
N°166, 09 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кредит и закуски
Сергей Богданчиков и Игорь Сечин взяли из рук банкиров миллиарды долларов
«Роснефть» и ее единственный государственный акционер -- «Роснефтегаз» -- вчера наконец взяли кредит на 7,5 млрд долл. у банков ABN Amro Bank, Drezdner Kleinwort Wasserstein, JP Morgan и Morgan Stanley. Эта сделка, необходимая государству для расплаты с «Газпромом» за 10,7% его акций, была приурочена к визиту Владимира Путина в Германию и была подписана за несколько часов до его прилета. На церемонии, которая состоялась в самом дорогом берлинском отеле «Адлон», с российской стороны присутствовал не только президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, но и его шеф -- председатель совета директоров компании, замглавы президентской администрации Игорь Сечин.
Церемония подписания кредитного соглашения прошла без журналистов, но, судя по всему, была достаточно торжественной. Ее протокол выглядел следующим образом. Ровно в полдень по берлинскому времени «участники рассаживаются в том порядке, в котором подписывают документ». Затем «официальное приветствие клиента и банков»: выступают г-н Клодвиг Ройтер из DrKW, «г-н Клодвиг Ройтер передает слово г-ну Дмитрию Добаткину из Linklaters (юридическая фирма. -- Ред.), который начнет процесс подписания». Следующие пункты программы -- «Linklaters кратко объясняет процедуру подписания» и «Linklaters подтверждает успешное подписание». Г-н Уилко Джискот из банка ABN Amro произносит «слова поздравления «Роснефтегазу». Со стороны Игоря Сечина следует «тост и ответ банкам».
После этого начинается та часть церемонии, которая не требует регулирования юридическими советниками. Участники мероприятия из Каминного зала переходят в Федеральный зал на обед. "Г-н Фози Кирьякос-Саад из JP Morgan выступает с краткой речью. Ответ от г-на Сергея Богданчикова. Подаются закуски. После этого предоставляется возможность сэру Дэвиду Уолкеру из Morgan Stanley произнести тост. Ответ г-на Николая Борисенко (глава «Роснефтегаза», вице-президент «Роснефти». -- Ред.). Подается основное блюдо. Подается десерт и кофе. Отправление в индивидуальном порядке», -- гласил протокол мероприятия.
Затем состоялась небольшая пресс-конференция российских участников. Г-н Сечин к журналистам не вышел и находился в коридорах берлинского отеля. Г-н Богданчиков же, напротив, не стеснялся журналистов и всячески подчеркивал высокий статус сделки и компаний, ее заключивших. «Это крупнейший кредит, который когда-либо предоставлялся российскому заемщику, -- заявил он. -- Банки-кредиторы проведут работы вместе с "Роснефтью" по переходу ее в разряд публичных компаний. Привлечение кредита говорит о том, что российские и зарубежные инвесторы верят в поступательное развитие российской экономики, верят в развитие энергетического сектора, в частности нефтегазовой отрасли, верят в те преобразования в экономической сфере, которые успешно реализуются в нашей стране».
Примечательно, что никто из официальных лиц вчера так и не высказался относительно условий предоставления кредита. Впрочем, в общих чертах они были понятны еще накануне подписания соглашения с банками -- кредит выдается на год, перечисляется одним траншем, залогом выступает неконтрольный пакет акций «Роснефти», а также экспортная выручка нефтяной компании, из которой кредит и будет погашаться.
Расплачиваться по кредиту российская сторона намерена из экспортной выручки «Роснефти», хотя, конечно, вполне может быть, что придется продавать часть акций этой нефтяной компании. Г-н Богданчиков уже несколько раз повторяет, что «Роснефть» готовится к продаже акций -- сначала он это сказал в Туапсе в начале этой недели во время визита Владимира Путина на предприятия компании, указав, что внимание президента страны значительно увеличит цену бумаг, а вчера же этими планами он поделился с журналистами. А на вопрос о том, не планируется ли в будущем слияние «Газпрома» и «Роснефти», руководитель нефтяной компании сказал: «Вопрос относится к компетенции собственника, каковым является российское государство и российское правительство. Ранее правительство достаточно рачительно, бережно и эффективно распоряжалось своей собственностью. Будем надеяться, что так будет и в будущем. Те планы, которые намечало российское правительство, российское государство в отношении развития проектов, повышающих капитализацию российских госкомпаний «Роснефть» и «Газпром», будут реализованы».
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Иван ГОРДЕЕВ