|
|
N°151, 22 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приятная тенденция
Гейдар Алиев думает о будущем вместе с Россией
В субботу в небе над Баку появится эскадрилья турецких ВВС. Десять истребителей из дружественной страны, как сообщает Каспийское информационное агентство, примут участие в параде по случаю выпуска офицеров Военной академии минобороны Азербайджана. За показательными полетами будет наблюдать президент Гейдар Алиев и начальник турецкого генштаба генерал Хусейн Кыврыкоглу.
В любой другой стране такое событие, как очередной выпуск офицеров, вряд ли стало бы поводом для парада, тем более с участием иностранной армии. Однако в Азербайджане сегодня особая ситуация. Республика только что вышла, причем достаточно удачно, из серьезного испытания, в котором ей пришлось отстаивать свою территориальную целостность. Речь идет об инциденте 23 июля, когда иранские военные катера и самолеты под угрозой применения силы вынудили азербайджанское нефтеразведочное судно покинуть место проведения работ на Каспии.
В первые дни после случившегося в Баку царило некоторое смятение. Но уже спустя неделю партнеры продемонстрировали поддержку Гейдара Алиева. Сначала Россия на неформальном саммите СНГ в Сочи, а затем и США -- госдепартамент сделал заявление в защиту Азербайджана. Акции официального Баку пошли вверх. В связи с этим вряд ли случайным выглядит сделанное на днях г-ном Алиевым заявление о готовности в 2003 году вновь баллотироваться в президенты страны.
78-летний патриарх Кавказа всегда славился умением выбирать момент для ухода из большой политики и возвращения в нее. Сейчас же, вне зависимости от того, действительно ли Гейдар Алиев намерен рулить страной до 2008 года (на этот счет существуют серьезные сомнения), момент для него выигрышный. Хотя г-н Алиев обращается к внутриполитическим оппонентам и предупреждает их: «Придется иметь дело со мной», -- слова эти явно адресованы и лидерам соседних государств -- таких, как Армения и Иран.
В Ереване, видимо, хорошо понимают, что, несмотря на подчас воинственную риторику г-на Алиева, ни с каким другим азербайджанским политиком договориться по Карабаху в обозримом будущем не удастся. Что касается Ирана, то и там, после определенного тактического выигрыша в результате инцидента 23 июля (западные нефтяные компании, работающие по контракту с Азербайджаном теперь станут вести себя на Каспии осторожнее), приходят к выводу: лучше плохой мир с Баку, чем хорошая война. На днях главные дипломаты двух стран поговорили по телефону и выразили удовлетворение тем, что «некоторое недопонимание» преодолено. Решено, что Гейдар Алиев совершит-таки свой исторический визит в Иран во второй декаде сентября.
Итак, Азербайджан, заручившись поддержкой России и США, пока удачно маневрирует между ними. Косвенными свидетельствами готовности Вашингтона оказать помощь Баку в случае нарастания угрозы со стороны Тегерана стали прозвучавшие недавно решительные ноты Турции в адрес Ирана. Тем не менее сочинский саммит СНГ показал, что только Россия и ее союзники по СНГ готовы стать надежными гарантвми безопасности Азербайджана. Там это ощутили в полной мере, особенно после личных встреч Путина и Алиева в Сочи.
Неудивительно, что Баку осторожно зондирует возможность возвращения Азербайджана в Договор о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ, из которого он вышел два года назад вместе с Грузией и Узбекистаном. Как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных источников в Баку, один из высокопоставленных руководителей республики сделал попытку выяснить реакцию Москвы на подобное развитие событий.
На первый взгляд Россия должна быть весьма заинтересована в расширении числа своих союзников. Однако похоже, что количеству Россия теперь предпочитает качество и расширять состав участников ДКБ только ради самого факта расширения не собирается. За два года, прошедшие с тех пор, как ДКБ лишился трех участников (теперь он объединяет Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан), из рыхлой организации он преобразовался в жесткую структуру, где каждый из ее членов взял на себя ряд строгих военных обязательств.
В состоянии ли Азербайджан сегодня стать полноправным участником этих договоренностей, учитывая специфические отношения Баку с НАТО, благодаря которым, к примеру, существует возможность размещения натовских баз на территории республики? Кроме того, возвращение Баку в ДКБ сомнительно и в связи с неурегулированностью армяно-азербайджанского конфликта. Можно себе представить, насколько эффективным будет военный альянс, в рамках которого противники Баку и Ереван снова станут выяснять отношения.
Так что на зондаж Баку Россия, очевидно, ответит сдержанно. Но сам факт такого обращения, несомненно, будут приветствовать. Тенденция-то для Москвы во всех отношениях приятная.
Аркадий ДУБНОВ