|
|
N°165, 08 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пик лоббизма
Россия пытается продать Китаю новую порцию военной техники с помощью президента
Вчера в сочинской резиденции российского президента «Бочаров Ручей» у Владимира Путина побывали главы российского и китайского военных ведомств -- Сергей Иванов и Цао Ганчуань. Министры обороны проведут в Сочи 12-е заседание российско-китайской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Предыдущее, 11-е заседание этой комиссии состоялось в декабре прошлого года в Пекине в рамках визита Сергея Иванова в Китай. А между двумя заседаниями комиссии по ВТС Россия и Китай провели крупнейшие в истории совместные военные учения, о которых с восторгом отзывались и в Москве, и в Пекине.
Вчера же, перед поездкой в Сочи, Цао Ганчуань и Сергей Иванов встретились в Москве с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Премьер отметил, что сейчас сложился хороший фундамент для доверительных отношений Москвы и Пекина, и особо подчеркнул, что Цао Ганчуань лично сделал очень многое для развития российско-китайских отношений в сфере экономики, и особенно в области военно-технического сотрудничества.
О значительном личном вкладе главы китайского военного ведомства в развитие отношений России и Китая говорил вчера и Владимир Путин. Только степень развития этих отношений российский президент оценил еще выше, чем глава правительства: по мнению Владимира Путина, отношения России и Китая находятся сейчас «на одной из высших точек подъема». Г-н Цао потом уточнил, что этот подъем -- самый высокий за всю историю отношений двух стран. Иными словами, вообще пик.
Приветствуя гостя из Китая, президент России поздравил его с успешным проведением первых крупномасштабных российско-китайских военных учений, состоявшихся 18--25 августа, особо подчеркнул, что они были очень хорошо организованы, прежде всего китайской стороной. Владимир Путин дипломатично и с лоббистским намеком на будущие контракты отметил, что китайские военные в ходе этих учений продемонстрировали высокий уровень владения российской техникой. Прошедшие учения, по словам Владимира Путина, -- еще одно свидетельство активного развития стратегического партнерства России и Китая.
Китайский гость был более многословным. Впрочем, в его приветственном обращении к главе России не было никаких больших откровений -- те же благодарности, та же высокая оценка уровня российско-китайских отношений. Он напомнил, что в следующем году в Китае пройдет Год России, и высказал мнение, что армиям двух стран в рамках этого года «тоже надо будет что-то сделать...»
Представляя свою делегацию, г-н Цао выделил члена военного совета, начальника главного управления вооружений китайской армии Чэнь Биндэ. Владимира Путина немало позабавило сообщение гостя о том, что совсем недавно этот офицер возглавлял в Китае Цзинаньский военный округ, но был с повышением переведен в Пекин только потому, что в прошлом году очень хорошо принимал у себя министра обороны России Сергея Иванова.
О вопросах, которые будут решаться в Сочи в процессе заседания межправкомиссии по военно-техническому сотрудничеству, на встрече министров обороны с президентом России в присутствии журналистов ничего не говорилось. Очевидно, что в Сочи речь пойдет о возможном приобретении Китаем некоторых видов российских вооружений, а конкретно -- зенитных ракетных комплексов и 30 транспортных самолетов Ил-76. О возможном контракте на продажу Китаю этих самолетов сразу после совместных учений говорил Сергей Иванов.
Несмотря на всю бравурность прозвучавших вчера в Москве и Сочи приветствий, эксперты, оценивающие уровень российско-китайских отношений в военной сфере, имея в виду экспорт российской военной техники и высоких технологий в Китай, говорят о некой паузе и даже грядущем кризисе. Например, по данным старшего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, кандидата политических наук Павла Каменнова, сейчас военно-промышленный комплекс КНР усиленно осваивает производство собственных вооружений. Правда, пока выпускаемые им образцы военной техники не всегда отвечают необходимым стандартам, и именно из-за этого еще сохраняется зависимость Китая от импорта оружия. Но очевидно, что интерес Китая к закупке готовых систем вооружений будет постепенно снижаться. Поэтому, чтобы сохранить торговлю военной техникой с Китаем на высоком уровне (а сегодня она оценивается в сумму порядка 2 млрд долл. ежегодно), России следует предлагать китайским партнерам современные, высокотехнологичные системы вооружений, которые в Поднебесной еще не освоены.
Игорь ГЛАНИН, Сочи