|
|
N°151, 22 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За ними Москва
С новым губернатором в Приморье появились новые собственники
Московская финансово-промышленная группа «Межрегиональный деловой мир» (МДМ) завершила предварительный анализ угольных месторождений в Приморском крае. Не исключено, что некоторые из них она получит в собственность. Такое решение станет возможным, если федеральные органы власти поддержат проект реструктуризации убыточного ОАО «Приморскуголь», лоббируемый губернатором края Сергеем Дарькиным. Серьезность намерений МДМ подтверждает недавняя сделка, в результате которой группа приобрела 49% акций Торгового порта Посьет (расположен на юге Приморья и специализируется на перевалке твердого топлива).
Этот пакет ранее принадлежал Находкинскому морскому торговому порту (НМТП), а гендиректором Посьета был сын руководителя НМТП Андрей Мясников. Теперь торговый порт Посьет фактически перешел в собственность МДМ, поскольку еще 30% его акций принадлежат входящим в группу экспедиторским компаниям «Лабрис» и «Ферротранс». На недавнем собрании акционеров порта представители МДМ заняли пять из семи мест в совете директоров предприятия, а возглавил его руководитель «Лабриса» Роман Забелин.
Сумма сделки между МДМ и НМТП не разглашается, однако новые хозяева не скрывают, что намерены сделать Посьет одним из основных звеньев создаваемой транспортной компании. В прошлом году порт, проектная мощность которого составляет 1,5 млн т грузов в год, переработал лишь 365 тыс. т грузов, получив доход в размере 1,4 млн долл. Инвесторы планируют загрузить три имеющихся в Посьете причала длиной по 145 м и глубиной 9,4 м продукцией принадлежащих МДМ компаний «Востсибуголь» и «Читауголь», а в перспективе -- и некоторых приморских разрезов. Порт уже заявил о предоставлении МДМ льготного тарифа на перевалку угля, который не будет превышать 2,3 долл. за тонну, в то время как самый низкий среди тарифов сегодня -- 3 долл.
В администрации порта Посьет корреспонденту газеты «Время новостей» сообщили, что группа МДМ уже вложила значительную сумму в развитие инфраструктуры предприятия, правда, не уточняя объемы и назначение инвестиций. Очевидно, что существенную часть ожидаемого четырехкратного увеличения грузопотока составит экспортный уголь. Расчет при этом сделан на главное преимущество Посьета -- его расположение в месте, где сходятся границы России, Китая и КНДР.
В администрации Приморского края охотно комментируют смену владельца стратегически важного порта, утверждая, что теперь у порта появились перспективы. «Если московским владельцам удастся загрузить Посьет работой, то выиграют и порт, и край, -- говорит председатель комитета судоходства, портов, транспорта и связи краевой администрации Сергей Вахрушев. -- Мы относимся к этому спокойно -- один частный предприниматель продал свою долю собственности другому в рамках закона». Г-н Вахрушев подчеркнул, что в государственной собственности остается 13% акций предприятия, а его представитель по-прежнему входит в совет директоров.
Подобная лояльность краевых властей по отношению к столичным финансово-промышленным группам в Приморье была практически невозможна, когда краем руководил Евгений Наздратенко. Однако новоиспеченный губернатор Сергей Дарькин еще в ходе своей масштабной агитационной кампании провел переговоры с руководителями групп МДМ, «Интеррос» и «Альфа-Групп», каждая из которых недвусмысленно выразила намерение сотрудничать с новой властью и вкладывать деньги в крупнейшие местные предприятия.
Таким образом, переход в другие руки торгового порта Посьет может стать началом еще одного передела собственности, который имеет шанс быть осуществленным не криминальными, а экономическими методами. Краевая администрация, в свою очередь, сможет гарантировать инвесторам протекцию и отсутствие административных барьеров.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток