|
|
N°165, 08 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без должного оптимизма
Михаил Зурабов призывает не ждать быстрого улучшения системы здравоохранения
Беспрецедентное увеличение расходных статей бюджета-2006 на здравоохранение является своеобразным кредитом со стороны государства, и власти рассчитывают, что граждане, осознав это, тоже будут вкладывать деньги в заботу о собственном здоровье. Более того, правительство обещает в будущем активно участвовать в управлении медицинской отраслью, взяв на себя, возможно, в том числе и функции регулятора ценовой политики в лекарственной сфере. Однако параллельно Белый дом намерен добиваться того, чтобы отчисления предприятий и регионов в фонды обязательного медицинского страхования увеличились, а госассигнования дополнялись финансированием из внебюджетных источников. В таком ключе было построено вчерашнее выступление министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова перед депутатами Госдумы, желавшими ознакомиться с планами правительства по реформированию здравоохранения.
Примечательно, что вчерашний визит г-на Зурабова на Охотный ряд в отличие от предыдущих, неизбежно выливавшихся в словесные баталии, прошел довольно спокойно. Что в принципе и неудивительно. И проект федерального бюджета-2006, в котором расходы на здравоохранение увеличены на 89% по сравнению с 2005-м, и озвученное на днях Владимиром Путиным на встрече с членами Госсовета и парламентариями обещание повысить вдвое зарплаты участковым врачам и медсестрам позволяли главе Минздравсоцразвития весьма уверенно чувствовать себя в разговоре с депутатами.
И в своем докладе г-н Зурабов продолжал сыпать обещаниями, конкретизируя высказывания президента. В частности, он рассказал, что уже в следующем году в России будет введено в строй 10--12 тыс. новых, оборудованных по последнему слову медицинской техники автомобилей скорой помощи, в ближайшие два года будут достроены крупные онкологические центры в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре, серьезно увеличится количество высокотехнологических операций, от которых, как правило, зависят вопросы жизни и смерти пациентов. Министр заверил, что федеральный центр не оставит без внимания поликлиники и больницы, находящиеся в региональной и муниципальной собственности, то есть, как он выразился, «независимо от того, чьими формально являются обязательства обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью».
Однако при этом Михаил Зурабов не излучал особого оптимизма и мягко предупредил, что одно лишь решение правительства увеличить бюджетные расходы на здравоохранение с нынешних 53,5 млрд руб. до 101,1 млрд в 2006-м вовсе не гарантирует кардинальных изменений к лучшему. По сути, он признал, что повышенные ассигнования в следующем году являются заплаткой, призванной закрыть самые болевые точки в отрасли: первичное медицинское звено и слабое материально-техническое оснащение районных поликлиник и больниц.
«На модернизацию здравоохранения потребуется не полгода и не год, сейчас мы пытаемся справиться с текущими проблемами», -- подчеркнул г-н Зурабов и предостерег от излишнего оптимизма. «Опасность заключается в том, что даже если в здравоохранение добавить средств, мгновенного эффекта в повышении качества не произойдет», -- заявил министр, сравнив возможное развитие событий в своей отрасли с тем, что происходит в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где «суммарные платежи возрастают, а качество остается на том же уровне».
Преодолеть угрозу развития по такому пессимистичному сценарию, на взгляд г-на Зурабова, можно, увеличивая параллельно с госрасходами на здравоохранение финансирование отрасли из страховых и других небюджетных источников. По его словам, для того, чтобы программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи была сбалансирована с финансовыми возможностями российского здравоохранения, необходимо более требовательно относиться к тем, кто должен по закону оплачивать страховые взносы за своих сотрудников или неработающее население. По его словам, взносы за 53 млн россиян сегодня платят их работодатели в виде ЕСН. При этом, по подсчетам Минздравсоцразвития, за 11 млн работающих отчисления в систему ОМС практически не производятся благодаря использованию на их предприятиях упрощенной системы налогообложения. То же самое касается и 12 млн россиян, относимых статистиками к так называемому «самозанятому населению». Да и региональные администрации далеко не всегда вовремя и в полном объеме выполняют свои обязательства по платежам в фонды ОМС.
В результате, как сообщил вчера депутатам Госдумы первый заместитель директора Федерального фонда ОМС Юрий Яковлев, за восемь месяцев 2005 года получено только 82% от ожидавшихся налоговых поступлений. При этом со своей стороны фонды медстрахования вынуждены недоплачивать клиникам. Даже задействовав резервы (а точнее, сократив отчисления в нормированный страховой запас), фонды предоставили медучреждениям финансирование на уровне 87,5% от запланированного. «Ситуация не очень радужная», -- признал г-н Яковлев, вслед за главой Минздравсоцразвития напомнивший, что сегодня центр -- в данном случае ФФОМС -- старается выравнять за счет своих ресурсов ситуацию в регионах, по-разному финансирующих свои медицинские программы.
Призыв Михаила Зурабова не надеяться только на дележ пухнущего как на дрожжах нефтяного пирога и увеличение расходных статей бюджета, а все же начать структурные изменения в системе здравоохранения и обязательного медстрахования, предусматривающие наряду с усилением госрегулирования и расширение рыночных механизмов в медицине, судя по всему, депутатам Госдумы не очень понравился. Левые традиционно обвинили главу Минздравсоцразвития в коммерциализации порученного ему социального участка и даже в «посягательстве на конституционные принципы социального государства». Единороссы, судя по словам вице-спикера Любови Слиски, оценили доклад на «троечку с плюсом» -- видимо, за недостаток должного оптимизма и отсутствие того аппетита, который вызывает у российских законодателей словосочетание «стабилизационный фонд».
Олег ВОЛКОВ