|
|
N°165, 08 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Все чуть хуже, но не критично"
Дорогое топливо нарушило финансовые планы "Аэрофлота"
Чистая прибыль "Аэрофлота" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в первом полугодии 2005 года снизилась на 17,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Об этом вчера сообщил заместитель генерального директора авиакомпании по финансам и планированию Михаил Полубояринов. Он сказал, что планы компании по достижению операционной рентабельности были нарушены из-за резкого роста стоимости авиационного топлива во второй половине прошлого и в нынешнем году. По словам, г-на Полубояринова, "Аэрофлот" допускает, что цена барреля сырой нефти на мировом рынке в обозримом будущем достигнет 90 долл., и готовится к работе при таком уровне цен на энергоносители. В то же время замгендиректора заявил, что специалисты компании не способны достоверно предсказать, с какими финансовыми результатами "Аэрофлот" придет к концу года.
Другим фактором, отрицательно влияющим на показатели компании, г-н Полубояринов назвал действующий с конца августа запрет на полеты самолетов Ил-96-300. "Аэрофлот" располагает парком из шести таких пассажирских лайнеров. За две недели, что эти машины находятся на приколе, прямые убытки "Аэрофлота", по оценке замгендиректора, составили 2--3 млн долл., а упущенная выгода -- 15 млн долл. Строить прогнозы о дальнейшем значении этого фактора руководство "Аэрофлота" также не может, поскольку пока достоверно неизвестно, сколько продлится действие запрета.
До прояснения ситуации, сообщил другой замгендиректора "Аэрофлота", Сергей Харитонов, компания скорее всего отложит собрание акционеров, на котором должна быть утверждена сделка по приобретению в лизинг еще шести Ил-96-300. Проведение этого собрания в форме заочного голосования назначено на 19 сентября. В то же время, по словам г-на Харитонова, до конца сентября "Аэрофлот" планирует объявить о приобретении в финансовый лизинг самолетов A321 производства европейского концерна Airbus. Ранее сообщалось, что российская компания ведет переговоры о приобретении 12--16 лайнеров семейства А320, в которое входит и А321.
Использование западного парка самолетов, по словам г-на Полубояринова, позволило "Аэрофлоту" пережить рост цен на горючее несколько легче, чем другим российским компаниям. Доля топлива в операционных расходах "Аэрофлота", по его словам, в 2005 году составляет 31%. В то время как у других российских компаний, использующих менее эффективные отечественные суда, этот показатель достигает 55--60%.
Однако и для "Аэрофлота" дороговизна топлива оказалась тяжелым испытанием. По словам г-на Полубояринова, средний рост тарифов на различных маршрутах компании в первом полугодии 2005 года составил 5--10%, что привело к падению спроса на пассажирские перевозки. Из-за этого в начале года "Аэрофлот" потерял 15--20 млн долларов.
Сравнивая показатели первой половины этого года с прошлым, г-н Полубояринов сказал: "Все стало немного хуже... Не критично, но хуже". Он заявил, что "Аэрофлот" сможет продолжить деятельность, даже когда стоимость барреля нефти достигнет 90 долл. "Если пассажиры согласятся за это платить", -- добавил замгендиректора, немного подумав.
Михаил КУКУШКИН