|
|
N°165, 08 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Финансовый поток сознания
Спикеры обеих палат парламента хотят увеличить инвестиционный фонд в три раза
В ближайшие месяцы членам кабинета министров предстоит попортить немало нервов, отстаивая в Федеральном Собрании параметры бюджета -- главным образом, его расходной части. Сверхдоходы, поступающие в бюджет вследствие аномально высоких цен на нефть, не дают покоя парламентариям. Вчера в Санкт-Петербурге глава Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что будет настаивать на увеличении объема инвестиционного фонда (из него предполагается финансировать проекты общегосударственного значения) в 2006 году почти в три раза: с запланированных 69,7 млрд руб. до 200 млрд руб. При этом он отметил, что с его точкой зрения согласен спикер Госдумы Борис Грызлов.
По убеждению г-на Миронова, возможности пополнить инвестфонд у государства есть, так как профицит бюджета в 2006 году должен составить 770 млрд руб. Средства пополневшего инвестфонда г-н Миронов предлагает тратить на дороги, а также на строительство метро в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Впрочем, если при дорожном строительстве форма частно-государственного партнерства еще может быть задействована (при прокладке платных дорог, например), то при строительстве метро вряд ли. Похоже, г-н Миронов еще не успел познакомиться с разработанным правительством механизмом инвестирования средств инвестфонда, несмотря на то, что в целом он был одобрен кабинетом министров еще 4 августа. Этот механизм как раз и предусматривает, что средства можно использовать только на условиях частно-государственного партнерства.
Как бы то ни было, понятно, что против инициативы двух спикеров выступит министр финансов Алексей Кудрин, который в свое время вообще ни о каком инвестфонде слышать не хотел. В этой ситуации интересно, какую позицию займет министр экономического развития Герман Греф. С одной стороны, инвестфонд -- его любимое детище, с другой -- он прекрасно понимает, что раздувание бюджетных расходов может привести к ухудшению макроэкономических показателей. Не зря же, комментируя в понедельник социальные инициативы президента, потянувшие на 115 млрд бюджетных рублей, глава МЭРТ признал: «Дай бог справиться с этим уровнем расходов».
Впрочем, у г-на Миронова есть оправдание: правительство до сих пор не выпустило документ, который бы зафиксировал механизм госфинансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. Только позавчера МЭРТ отправил этот документ, а именно положение об инвестфонде, на подпись Михаилу Фрадкову. Весь прошедший месяц ведомство Германа Грефа согласовывало его с Минфином. Камнем преткновения стали некоторые условия софинансирования государством частных проектов, например, размер минимальной доли частных средств.
Вообще согласно положению на поддержку из средств фонда могут рассчитывать только проекты, направленные на развитие инфраструктуры (строительство взлетно-посадочных полос, дорог к крупным месторождениям, предприятиям и т.д.), создание или развитие элементов национальной инновационной системы, а также на «обеспечение реализации институциональных преобразований». Если с первыми двумя направлениями все более или менее понятно, то по третьему возникает масса вопросов, на которые пока не могут однозначно ответить и в самом МЭРТ. Например, каким образом институциональные реформы могут быть реализованы на условиях частно-государственного партнерства? Складывается впечатление, что кто-то в правительстве хочет зарезервировать энную сумму средств на реформы, например, административную. Понятно, что без затрат она не сдвинется с места, а правительство по ряду скорее субъективных причин ранее отвергло соответствующую федеральную целевую программу, под которую МЭРТ просил только на 2005 год 1 млрд рублей.
Судя по документу, отправленному из МЭРТ в Белый дом, на деньги инвестфонда смогут претендовать только крупные компании, поскольку общая стоимость проекта, который ведомство Германа Грефа примет к рассмотрению, должна превышать 5 млрд руб. По словам заместителя директора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Александра Устинова, минимальное участие частника -- 25% от сметной суммы проекта (ранее планировалось 10%). Остальное добавит государство. Если поддержка осуществляется в виде госгарантий, то их размер составит до 60% от объема взятых частным инвестором кредитов. Гарантии предоставят на срок не более пяти лет.
Отобрать качественные и значимые проекты правительству помогут независимые инвестиционные консультанты. Причем в процессе анализа бизнес-предложения той или иной компании они выйдут на первый план дважды. Для начала сами компании должны нанять консультанта, заключение которого по инвестпроекту они обязаны представить в МЭРТ на этапе подачи документов. Затем уже сам МЭРТ за счет средств фонда наймет собственных «ревизоров». Положение содержит жесткие критерии отбора консультантов. Те, которых выберут компании, должны иметь опыт консультирования инвестпроектов на сумму более 5 млрд долл. в течение последних семи лет. Кроме того, такой консультант должен в течение последних двух лет иметь рейтинг не более чем на четыре уровня ниже рейтинга высшего уровня одного из ведущих международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, Moody's или Fitch Ratings. Для консультанта МЭРТ критерии отбора еще строже. Им может стать компания, консультировавшая проекты на сумму более 10 млрд долл. в течение последних пяти лет. В течение последних двух лет такой консультант должен иметь рейтинг не более чем на три уровня ниже рейтинга высшего уровня одного из трех рейтинговых агентств.
Как предполагается, положение об инвестфонде вступит в силу с 1 января 2006 года. С этого времени претенденты на средства госбюджета (помимо компаний, в том числе иностранных, проекты вправе предлагать федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления), могут нести свои разработки в Минэкономразвития. Там они будут внимательно изучены, а уже затем правительственная комиссия под председательством Германа Грефа вынесет вердикт: нужны ли эти проекты стране и будет ли государство участвовать в их реализации. Планируется, что от момента подачи документов до решения правительственной комиссии пройдет не более двух месяцев. Желающим надо поторопиться. Конкурса не будет: если реализацию первого же проекта признают целесообразной, объем инвестфонда сразу уменьшится на определенную сумму. Далее по тому же сценарию. Когда денег будет не хватать, то уже тогда чиновники станут выбирать. Как сказал г-н Устинов, в МЭРТ уже сыплются с разных сторон, в том числе от губернаторов, предложения, как лучше потратить деньги инвестфонда. Правда, ни об одном конкретном предложении чиновник не сообщил.
Между тем у экспертов нет однозначного мнения относительно эффективности инвестфонда, его значимости для развития инфраструктуры страны. Глава "Деловой России" Борис Титов считает, например, что инвестфонд "не будет стимулировать создание инфраструктуры страны, которая за счет комулятивного эффекта даст толчок экономическому развитию". На его взгляд, инвестфонд в нынешнем виде является лишь формой поддержки крупных частных проектов. Он вообще не понимает, почему положение об инвестфонде готовилось столь кулуарно, без участия бизнеса, которому в формате частно-государственного партнерства по определению отводится не последняя роль.
Михаил ВОРОБЬЕВ