Время новостей
     N°164, 07 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2005
Иначе не остановить
Глава «Росэнерго» допускает возможность госрегулирования цен на бензин
Чиновникам не удается бороться с постоянно растущей стоимостью горючего. Они готовы пойти на самые крайние меры в виде введения госрегулирования цен на топливо. Как заявил вчера глава Федерального агентства по энергетике («Росэнерго») Сергей Оганесян, «государство находится на грани такого решения» и примет его в случае резкого подорожания стоимости нефтепродуктов. Критерием г-н Оганесян предложил считать инфляцию.

Особенности российской статистики и гибкость бухгалтерии российских нефтяников позволяют утверждать, что «грань», о которой говорит г-н Оганесян, пока действительно не перейдена. По итогам июля инфляция составила 8,5%, а в августе государственная статистика зафиксировала небольшую дефляцию. По данным «Росстата», бензин на автозаправках за это же время подорожал (в среднем по всем видам) на 6,7%, причем в январе и феврале топливо дешевело. При этом только в Москве, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензин А-92 подорожал на 11%, А-95 -- на 10%, дизтопливо -- на 9%.

Оптовые цены на бензин, по данным МТА, выросли куда больше. Так, А-92 с начала года подорожал на 46%, А-95 -- на 41%, дизельное топливо -- на 20%. Таким образом, нефтяные холдинги сдерживали рост розничных цен путем снижения рентабельности своих сбытовых подразделений. А владельцы независимых АЗС вынуждены были мириться с таким, по существу, диктатом.

Чиновники вот уже второй год бьются над тем, как без прямого госрегулирования разрешить ситуацию, сложившуюся на внутреннем рынке нефтепродуктов. В министерствах и на межведомственных комиссиях регулярно рассматриваются различные механизмы, очередной из которых на днях представит Минэкономразвития. Однако единого мнения, каким должен быть комплекс необходимых мер, у госслужащих так и не сложилось. В августе члены Координационного совета ТЭК, куда входят представители профильных министерств, ведомств и нефтяных компаний, на заседании в Минпромэнерго не смогли внести конкретных предложений по решению проблемы.

Заявление о возможности госрегулирования цен в устах главы «Росэнерго» выглядит признанием того, что рыночных или квазирыночных механизмов придумать и не удастся. Вчера г-н Оганесян сообщил, что недавно провел встречу с представителями нефтяных компаний. По словам чиновника, он призвал нефтяников «не допускать того, чтобы государство регулировало цены», в противном случае если компании не пойдут навстречу, у властей «найдутся рычаги влияния». Глава «Росэнерго» согласился с тем, что плавный рост цен неизбежен, однако должен находиться в разумных рамках, например «в пределах инфляции», цитирует АК&М г-на Оганесяна, который признал, что регулирование цен будет крайним шагом и необходимо искать рыночные способы воздействия на компании.

Интересно, что недавно Минпромэнерго, в структуру которого входит агентство по энергетике, категорически опровергало возможность принятия подобных решений. «Объем возможных административных мер в принципе ограничен. Чрезмерное использование этого ресурса ведет к разбалансировке рынка, дефициту топлива», -- говорил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. В качестве примера г-н Христенко привел Украину, где весной предпринимались попытки контролировать цены на топливо административным способом, что привело к дефициту горючего на рынке.

Вчера в Минпромэнерго отказались комментировать слова г-на Оганесяна, однако один из чиновников ведомства уверен, что глава «Росэнерго» вправе делать подобные заявления. В крупнейших нефтяных компаниях также не захотели обсуждать заявления главы «Росэнерго» и недавнюю встречу с ним.

Хотя официально в России административных мер для регулирования топливного рынка до сих пор не применялось, с подобным предупреждением к нефтяникам уже обращались. Еще в декабре Владимир Путин обсудил с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым ситуацию с ценами на бензин. Тогда г-н Алекперов сообщил, что его компания уже начала снижение оптовых цен, за которыми должны упасть и розничные. «Надеюсь, что эти действия вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выравняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя. Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию, подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим», -- заявил в ответ г-н Путин. ЛУКОЙЛ обещание выполнил -- до мая цены на его АЗС не менялись. Представители компании заявляли, что пора забыть о большой марже в рознице, которая, по их словам, составляла 30%, в то время как в Европе не превышает 7--12%.

В то же время г-н Христенко еще в мае отмечал, что стабилизации и снижению цен может способствовать комплекс мер по ослаблению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. «Любой налог, который платят корпорации, в конечном счете оплачивается потребителем. Ослабление напряжения в этой ситуации может быть связано с комплексом мер по снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия», -- сказал он.

Г-н Оганесян с этим согласен. «Налоговая нагрузка на нефтяные компании в принципе очень тяжелая», -- уверен он. Кроме того, он сообщил, что МЭРТ предлагает предоставить налоговые льготы нефтяникам при условии, что они возьмут на себя обязательства по инвестированию части прибыли в нефтеперерабатывающий комплекс. Одним из вариантов, по его словам, может стать возвращение к практике освобождения до 50% прибыли компаний от налогов при условии ее инвестирования в переработку.

Впрочем, среди чиновников нет единого мнения о том, стоит ли снижать налоговую нагрузку на отрасль. К примеру, министр финансов Алексей Кудрин недавно отмечал, что доходы компаний продолжают расти. Тема налогообложения отрасли обсуждалась на заседании правительства в начале августа. Тогда г-н Греф обещал подготовить комплексный план изменения налоговой системы к 1 октября. При этом вчера он заявил, что дифференциация НДПИ будет введена не ранее 2007 года. А до изменения налоговой системы снижения цен на бензин от компаний можно будет добиться либо увещеваниями, либо угрозами.

Денис РЕБРОВ