|
|
N°164, 07 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мубарак устраивает всех
Пятый срок президента Египта будет демократическим
Сегодня в 72-миллионном Египте в схватке за президентское кресло сойдутся девять претендентов. Список кандидатов возглавляет действующий президент 77-летний Мухаммад Хосни Мубарак. Скорее всего именно ему, испытанному ветерану египетской и всей арабской политики, отдадут предпочтение большинство из 32 млн избирателей. Перед выборами свыше 90% опрошенных заявили о готовности проголосовать за Мубарака -- человека, почти четверть века возглавляющего крупнейшую страну арабского мира.
Египетские выборы впервые проводятся на альтернативной основе и прямым голосованием. Ранее кандидатуру президента выдвигал парламент, а затем она утверждалась на всенародном референдуме. Именно таким образом Мубарак после убийства в 1981 году своего предшественника Анвара Садата четыре раза подряд избирался главой государства на шестилетний срок. Порядок избрания был изменен не без подсказки Запада, в первую очередь США, но по инициативе самого Мубарака. В конце мая соответствующие поправки к конституции утвердил общенациональный референдум.
"Проведение выборов по новым правилам -- это шаг к изменению жесткой авторитарной системы Египта, -- сказал "Времени новостей" президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин. -- США удовлетворены ими как показателем того, что их давление по всему Ближнему Востоку приводит к определенным результатам, в частности к демократизации Египта, пусть и медленной. Во многом эти выборы -- плод внутренней эволюции. Однако управляемая демократия -- максимум, который могут позволить себе власти страны. Допущенная к выборам оппозиция не может играть существенной роли, прежде всего в силу своей разобщенности".
Мубараку, часто именуемому в стране гарантом ее стабильности, дерзнули бросить вызов деятели, представляющие партии самого разного спектра -- от социал-демократической до панарабских. Реальные политические очки в борьбе с ветераном смогут набрать только председатель старейшей либерально-консервативной партии "Аль-Вафд" ("Делегация") 71-летний юрист Нуман Гумаа и его коллега, лидер молодежной "Аль-Гад" ("Завтра") 41-летний Айман Нур. Рейтинг Нура колеблется в районе 2--3%. В конце прошлого года он попал за решетку по обвинению в подтасовке документов, необходимых для регистрации его партии, оттуда его фактически вызволил госдепартамент США. Нур пользуется современными политтехнологиями, а его предвыборная символика была оранжевого цвета. Отметим, что "Аль-Вафд" и "Аль-Гад" конституционный референдум бойкотировали.
Было много разговоров о том, что оппозиционные кандидаты не смогут, как это предписано обновленной конституцией, заручиться поддержкой не менее 250 депутатов парламента и местных законодательных собраний. Ведь в парламенте 388 из 444 мест принадлежат правящей Национально-демократической партии, возглавляемой Мубараком. Однако все его основные соперники получили возможность показать себя, и президент, разрешив им сделать это, кажется, не прогадал.
Хотя египтяне считают итог голосования предрешенным, предвыборная кампания привлекла их живейшее внимание дебатами претендентов -- такого раньше не было. Темой споров стали не геополитические проблемы наподобие палестино-израильского и иракского урегулирования, а внутренние беды страны -- коррупция, безработица, мизерные зарплаты и пенсии. Президент Научного центра "Российско-арабский диалог" профессор Анатолий Егорин в беседе с "ВН" сказал: "Больше всего мне понравилось откровенное признание Мубараком своих недоработок, прежде всего в социально-экономической сфере. Он впервые согласился со многими упреками соперников, но фактически опередил их".
Сам Мубарак в ходе предвыборной кампании посетил все 26 провинций страны и часто выступал без галстука -- чего ранее никогда не делал. Он обещал египтянам в случае своего переизбрания расширение демократических свобод, сильную экономику и внешнюю политику, "достойную лидирующей роли Египта в Ближневосточном регионе". Президент может поставить себе в заслугу не только безусловный внешнеполитический авторитет Египта, но и стабильный экономический рост -- около 5% в год.
"Мубарак -- это лицо современного Египта, -- полагает г-н Егорин. -- И весомой альтернативы ему я не вижу". Виталий Наумкин считает, что Мубарак -- "это фигура, устраивающая всех: Запад, Россию, арабский мир и большинство египтян". Г-н Наумкин, правда, указал на "непрозрачность" голосования.
Действительно, в последний момент представителям египетских неправительственных организаций запретили присутствовать на избирательных участках. Иностранные наблюдатели на выборы в Египте не допускались никогда. Впрочем, прибывшая в Каир с плановым визитом делегация конгресса США отметила, что это обстоятельство не поставит под сомнение результат голосования. Некоторая обеспокоенность проскользнула в речи Мубарака при завершении предвыборной кампании. Он заявил, что желающие его поддержать "обязаны отдать ему свои голоса".
Профессор Егорин, являющийся также вице-президентом Российского общества друзей Египта, обратил внимание "ВН" на традиционно хорошее, но одновременно прагматичное отношение Мубарака к России. В 50--60-е годы нынешний президент, тогда офицер ВВС, учился в Советским Союзе. Он и теперь помнит имена русских друзей. В последнее время Москва и Каир называют друг друга стратегическими партнерами.
На начинающейся завтра в Каире встрече министров иностранных дел Лиги арабских государств (ЛАГ) впервые будет присутствовать полномочный представитель России при ЛАГ, посол РФ в Египте Михаил Богданов. Участие России, единственной из европейских стран, в работе ЛАГ обеспечено в том числе усилиями Каира. Это один из вкладов Мубарака в укрепление сотрудничества арабского мира с Москвой и российско-египетских отношений.
Александр САМОХОТКИН